Туризм ВЫШЕ ОБЛАКОВ, или МОЯ ВЕРШИНА
Туризм
ВЫШЕ ОБЛАКОВ, или МОЯ ВЕРШИНА
Жизнь требует движения. Все мы привыкли жить в высоком ритме больших городов, планировать отпуск один-два раза в год в деревне или на море – там, где нет связи и есть чем дышать полной грудью. Я исполнила свою давнюю мечту – поднялась в горы и покорила величественный Эльбрус…
Хочу стать альпинистом!
Когда мне было лет семь-восемь и бабушка спрашивала меня про планы на взрослую жизнь, я отвечала, что хочу уехать из родного волжского Рыбинска и увидеть большой мир. А вместо сказок перед сном папа мне рассказывал про дальние страны, в которых сам никогда не был, так как вырос ребенком войны, и города Большого Урала и Казахстана, куда уехал мальчишкой по зову сердца и задаче Родины «поднимать целину». Однажды я увидела по телевизору горы. Помню, что встала посередине комнаты, застыла и на все вопросы родных отвечала, что хочу стать альпинистом.
Мой любимый школьный предмет с 6-го класса – география. Стройная и красивая учительница с невероятной любовью рассказала про каждую точку на карте. Людмила Николаевна всегда выбирала себе ассистента с каждого ряда, сажала за свой стол, и счастью не было предела, когда за этот стол попадала я... В итоге – экстерном сданный предмет в начале года позволял мне быть настоящим помощником любимого учителя на уроках географии.
Мое детство было спортивным. Мы жили в новом микрорайоне с лучшей инфраструктурой в городе. В школе у нас было два огромных спортивных зала, а рядом – Дворец культуры и Дворец спорта с бассейном и стадионом. И каждый день школьный портфель сменялся на спортивный рюкзак, и я бежала, размахивая им, на тренировки все 11 школьных лет.
Профессия «с горами и городами»
Одним из важных и авторитетных людей в моем детстве был тренер. И когда пришло время окончания школы и прощания, Надежда Николаевна сказала: «Я найду команду, где ты сможешь продолжить играть…» И нашла. Так я приехала в город Иваново. После беседы с новым тренером и первой тренировки меня пригласили играть. В большом счастье я стала расспрашивать, какие в городе есть вузы и есть ли профессия «с горами и городами». И, по невероятному стечению обстоятельств, именно в этом году открылась пока никому не известная специальность: «Туризм». Днями и ночами я зубрила историю, повторяла 20 тем на английском, писала сочинения по любимым книгам. И при каком-то огромном конкурсе нашла себя в середине списка из 10 человек первой группы новой специальности…
Стремительно пролетели пять студенческих лет. В профессию я погрузилась с первых летних каникул. Важно было понять, а что же такое «туризм». Работая в туристическом агентстве с 1-го курса, я научилась формировать и сопровождать туры по России, а в 19 лет впервые полетела на самолете смотреть те самые далекие и красивые страны и города. Затем – второе и третье высшее, работа в гостиничном комплексе – и вновь в туристической компании.
Туристическая отрасль обязывает много смотреть. Четыре-пять раз в год я летала, чтобы увидеть отельную базу новых стран и городов, которые выходили на рынок выездного туризма (а именно он был популярен в начале 2000-х). Так штампы более 50 стран появились в моем загранпаспорте. И всегда я искала горы... Одной из решающих поездок моей жизни стал остров в Индийском океане. Несколько лет я мечтала о Шри-Ланке, но мне было важно, чтобы в программе обязательно значилась гора-лев Сигирия.
Так сложилось, что именно там я познакомилась со своим будущим мужем... И почти сразу после возвращения, оставив туристический бизнес и 13 лет учебы и работы в «городе невест», я вновь вернулась на волжские берега. Долго не могла понять, смогу ли полюбить Тверь. Но когда родилась дочка и все улочки города, построенного по плану Екатерины II, были исхожены с коляской, я почувствовала, что Тверь меня приняла и мы взаимно получили друг друга.
Наступило время полной перестройки туристического рынка и разворота на внутренний туризм. Случайно узнав, что важно и нужно организовывать в городах туристские информационные центры, погрузилась в эту тему. В 2015 году в Твери меня пригласили попробовать себя в этом направлении, а уже в 2017-м началась моя история в Минтуризме Тверской области.
Важно успеть всё, что задумано
Однажды я проснулась зимним солнечным утром и поняла, насколько хрупка и коротка наша жизнь. Важно успеть всё, что задумано. Детская мечта о настоящей горе не давала мне покоя. Стала читать и смотреть про восхождения: книги, сайты, фильмы. И поняла, что я должна идти, а вдруг не успею. Рассказы об Эльбрусе я помню еще с любимых уроков географии. Поэтому другой горы не искала и не рассматривала для своего первого настоящего похода. Начало сезона на Эльбрусе – май. Идеальное время для меня, когда можно вырваться на несколько дней в отпуск между праздниками. И вот, встретив первые теплоходы в Твери, посадив петунию на балконе, мчу в аэропорт и лечу в Пятигорск.
Ранним утром 1 мая, когда многие едут на дачи, я два часа подбирала альпоборудование. Рюкзак получился весом около 20 кг: три костюма для разной температуры и высоты, две балаклавы, три пары варежек, спальник до -30, ботинки и «кошки», палки, ледоруб, обвязка, очки с защитными линзами от яркого солнца, крем от ожогов, термос…
Восхождение было запланировано в период с 7-го по 9 мая, а до этого времени – тренировки. Поселились мы в приятной маленькой гостинице на берегу горной речки в поселке Терскол у подножия горы.
Первый выход был запланирован на высоту 3100. Рано утром вышли, к вечеру вернулись. Было сложно, но не тяжело, по пути менялся рельеф под ногами – камни на снег, и погода – солнце на дождь. Но мы делали привалы с термосом и перекусами, а по достижении цели были отдых и акклиматизация.
Для второй тренировки следующим ранним утром мы поднялись по новой канатной дороге до станции Гарабаши и высоты 3847 метров. Сильный снег, ветер, солнце в дымке, дышать было уже сложнее, очки снимать категорически нельзя… Вышли на высоту 4100 до приюта, где нам предстояло жить перед восхождением. Приют – это три железных вагончика с двуспальными деревянными полками для отдыха и один домик-кухня.
Когда я впервые поднялась со всем оборудованием на плечах и научилась ходить в «кошках» на высоту более 4000 тысяч, радости от чая и гречневой каши на кухне приюта не было предела. Отдохнув, мы спустились в нашу уютную гостиницу с теплым душем и мягкой кроватью. Это была последняя ночь в условиях «комфорт»…
Влюбленные в горы
Ранним утром следующего дня, собрав рюкзак по всем правилам, мы выдвинулись в наш приют на высоту 4100. Перекусили в домике-кухне и выдвинулись на тренировку с целью дойти до 4600, а получилось даже чуть выше. Погода к вечеру стала портиться: ветер усиливался, начался сильный снегопад, потом пурга.
Первая ночь в приюте. Вода для пищи – снег, туалет – спуск по веревочке вниз с горы 100 метров, свет – фонарик на лбу, тепло – солнце. Вместо умывания протирала лицо салфеточкой. Самое сложное – это сон. Вагончик внутри оборудован двухъярусными деревянными полками. На них – тонкая пенка. Спальник грел, но свою первую ночь я провела в одежде. Приютившись в спальнике, я не могла снять пуховик, штаны и шерстяные носки. И сразу поняла, что голова должна быть в шапке. Проснувшись утром, увидела – вода замерзла в бутылочке, чай в термосе остыл. Изо рта пар, головная боль, насморк и легкий кашель…
Второй день в приюте прошел быстро. После овсяной каши на завтрак вышли на тренировку, но погода была очень сложная. Снег, ветер, отсутствие видимости. Отрабатывали рядом с приютом необходимые навыки при падении с горы: учились пользоваться ледорубом, группироваться, кричать правильно – «срыв», вместо «ай» и «ой»… Спускались к приюту на веревке, учились идти в такт, пользоваться карабином и муфтой, работать в команде на сложных участках.
Третий день на высоте был одним из самых сложных для меня. В восемь утра мы вышли на «генеральную репетицию». Цель – 4900 метров. Все, кто не сможет, автоматически выбывают, нет смысла идти на штурм на высоту более 5000, просто не дойти... На последнем участке подъема очень болело в груди. Я почти плакала, потому при каждом шаге был вздох с ощущением сильного жжения внутри.
Дошла к цели, села на снег и на какое-то время отключилась… Помню, что к нам примкнула на привал другая группа, – и всё. Через несколько минут пришла в себя. Сидела и стояла по нескольку минут на привалах, чтобы максимально акклиматизироваться к этой высоте. Спуск всегда легче, чем подъем, шла в своем ритме. Появились первые мозоли на ногах, потому что весь день ноги в одной обуви. Альпботинки весят несколько килограммов, но опыт катания в горнолыжных помог быстро адаптироваться.
День отдыха перед стартом. Утром дверь из нашего вагончика не открывалась от ветра. Нас замело снегом. Постоянно приходили сообщения о лавиноопасности, солнце было под белой пеленой густых облаков, которые затянули всё небо. Но нужно было использовать этот день для настроя и восстановления. Чуть вниз от приюта я нашла место, где была связь, позвонила родным. Голоса и поддержка близких – это самое важное и нужное там, на высоте. Среди многих камней увидела один большой, спустилась к нему. Это был памятник тем, кто не вернулся. Именные таблички, на некоторых по пять-шесть человек. Долго сидела и думала о них, о людях, влюбленных в горы и оставшихся на них навсегда...
Связанные одной веревкой
Подготовка к выходу на штурм горы началась в 23 часа. В 0:36 мы стартовали. Наша команда – шесть человек и два гида. Ночью подъем выглядит как ниточка из фонариков или дорожка светлячков. Самое сложное время – с трех до шести утра. Организм хочет спать, морозно, зябко и ветрено.
Чистое звездное небо обещало хороший прогноз погоды. Это основное условие при подъеме. Каждый шаг — это вздох, ощущение рюкзака на спине, ветра в лицо, снега под «кошками». Несколько коротких остановок мы делали до рассвета, в семь утра зашли на высоту 5100. Под моей маской были слезы счастья и усталости одновременно, язык и губы от гипоксии распухли, вновь началось ощущение жжения в груди. После небольшого привала нас ждал самый сложный участок – «косая полка». Это обход восточной вершины Эльбруса и выход на седло горы. Слева – крутой обрыв, справа – гора, узкая тропинка влажного тяжелого снега, и каждый шаг – через боль, половина лица под маской, вторая – под балаклавой, иначе ожог и обморожение обеспечено.
Так мы шли, связанные веревкой друг с другом 4,5 часа… Ощущение, что это не я, это кто-то другой смотрит сверху на облака с высоты более 5000 метров. Понимание, что я смогу всё, потому что уже столько шагов вверх позади. Благодарность моим родным и близким, всем, кто поверил в меня. И самое главное – рядом папа, потому что он уже выше облаков, а значит, рядом со мной, здесь, на Эльбрусе. Папа был со мной на каждом шаге и вздохе, папа со своими рассказами про дальние города и страны, и верой в то, что его дочка обязательно их увидит и станет альпинистом.
Спуск. На высоте началась метель, поднялся сильный ветер, и вмиг солнце закрыла белая пелена. На высоте две палатки спасателей, они регулируют подъем и ориентируют по погоде. И ведь мечталось побыть, посидеть и помечать на вершине Эльбруса, а пришлось быстро собираться и почти без отдыха буквально бежать на спуск…. Собрала все силы, чтобы сделать несколько фото, потому что для этого нужно снять перчатки и две пары варежек, расстегнуть пуховик, ослабив обвязку и рюкзак.
К вечеру мы из приюта спустились в Терскол, и по программе была еще одна ночь в нашей первой гостинице, торжественный ужин и такие долгожданные душ и мягкая кровать. Но я так хотела к своим, мечтала увидеть мужа и обнять дочку, рассказать им, что мама находилась выше облаков… И было столько сил, что я успела собрать все вещи, найти такси и буквально вылететь на нем в Пятигорск. Подъезжая в аэропорт Минводы, купила билет на последний рейс в 22.10. Не помню, как долетела: видимо, усталость, бессонная ночь, эйфория от большой личной победы и счастье возвращения домой…
Моя Победа
В час ночи 9 мая супруг меня не узнал в аэропорту. Но я предупреждала, что живу без воды и света, на высоте с большими нагрузками. То, что он поверил и отпустил меня одну на Эльбрус со словами: «У тебя всё получится, мы с Софой будем ждать дома», на каждом вздохе придавало мне сил для следующего вздоха, и я делала следующий шаг в гору… И я вернулась со своей личной победой 9 мая!
Супругу и моему папе я посвящаю свой Эльбрус-2024. И, конечно, благодарю гору, что пустила – хоть и ненадолго – к себе в гости. Спасибо! Планирую Казбек, но это будет история-2025…
Надежда ВЫСКУБОВА
Фото автора