Подписаться на рассылку

Вы можете подписаться на нашу рассылку, заполнив необходимые поля снизу. Будьте в курсе всех новых мероприятий и новостей.

Театру, где живут сказки, исполняется 80!

Магия театра

Театру, где живут сказки, исполняется 80!



Пожалуй, не существует в нашем городе такого человека – ни взрослого, ни ребёнка, –который не знал бы, как выглядит и где располагается Театр кукол. Безусловно, Тверской театр кукол – одно из самых узнаваемых зданий нашего города. Расположено оно в центре Твери, на пересечении двух крупных проспектов –Победы и Волоколамского. Но мало кто знает, что когда-то, в далеком 1944 году, история легендарного театра начиналась с маленькой комнаты в коммунальной квартире. А свой привычный дом театр обрел лишь в 1975-м. Вдуматься только – тридцать лет театр жил без собственной сцены, много гастролировал, ездил по селам, деревням, школам, пионерским лагерям, играл спектакли на разных площадках, в ТЮЗе, на сцене филармонии. Была у Театра кукол база, небольшое деревянное строение по адресу: улица Спартака, 32. Здесь репетировали и готовили спектакли – в том числе знаменитые «По щучьему велению» (1966), «Кот Васька и его друзья» (1968), «Ослик Плюш» (1970).В 1970-е годы на основе этих спектаклей творческое объединение «Экран» сняло мультипликационные фильмы, которые до сих пор смотрят и любят дети. Кстати, «По щучьему велению»– первый кукольный фильм «Экрана», ставший основоположником кукольной анимации.



– Спартака, 32 – незабываемый адрес. Здесь я впервые познакомился с Театром кукол. Нас, пять человек студентов, пригласил А.М. Ильвовский после того, как посмотрел наш дипломный спектакль. Домик этот был очень уютным. Здесь всё находилось рядом – и кабинет директора, и кабинет худрука, и цеха. В одном помещении работали и бутафоры, и швея, и художник. Тут же располагались склады, где лежали большие ящики с куклами и декорациями. А во дворике примостился небольшой автобус ГАЗ с шофером Олегом Арсеньичем. В этом дворике мы часто летом пили чай, отмечали праздники. Потом здесь появилось общежитие, там жили наши известные артисты, я постоянно приходил к ним в гости посидеть, вспомнить прошлое, – вспоминает заслуженный артист, ведущий мастер сцены театра Александр Мистров, пришедший в театр в 1972 году.

Но так или иначе театру нужна была своя сцена. Рос коллектив, рос репертуар, домик на Спартака, 32 был уже очевидно мал.Собственное здание доставалось с трудом – невероятными усилиями Александра Ильвовского, его соратников. Для Александра Мироновича, возглавившего коллектив в 50-м, театр стал главным делом всей жизни. Много сил и времени Ильвовский отдал строительству здания театра. Он постоянно наведывался на стройку, радовался каждой новой балке, за что его называли «прораб».

– Александр Миронович добивался строительства здания Театра кукол. Но стройка надолго застыла в состоянии фундамента. Хотя и документы были готовы, и вроде обещали, что вот-вот… Но год шел за годом. Он очень переживал. Зная о теплом отношении Образцова к Риве Готкиной, однажды сказал: «Собирайся, Рива, едем». И они отправились к Сергею Владимировичу за помощью. Рано утром они подъехали к дому на Немировича-Данченко, где жил Образцов, втроем сели на заднее сиденье служебной «Волги» и всю поездку проговорили. После этой встречи здание достроили и ввели в эксплуатацию за один год,– делится воспоминаниями Галина – дочь режиссера Театра кукол Ривы Готкиной.

К своему зданию, и правда, шли долго. Проект был принят еще в 1967 году. Но стройка все время замораживалась. Актриса театра Елена Борецкая вспоминает, как уже в 1973 году актеры и работники театра на комсомольском субботнике своими руками очищали фундамент от мусора,тогда и началось строительство. В январе 1975 года здесь сыграли первый спектакль – «По щучьему велению» – для строителей театра. Для зрителей театр, построенный по индивидуальному проекту под руководством архитектора В. Шульрихтера, открылся только в апреле – несколько месяцев здание доводили до ума.



Когда здание театра уже было построено, главный режиссер Александр Ильвовский стремился каждый его уголок заполнить сказочной атмосферой.

–Принято считать, – говорил он в одном из своих интервью, – что театр начинается с вешалки. А мы хотим, чтобы он начинался с подъезда. Хотим свое здание снаружи украсить так, чтобы до входа в театр детвора прониклась радостью встречи со сказкой. И это не бесплодная мечта. Дмитрием Мамоновым был разработан эскиз оформления фасада, где со временем появилось керамическое панно, изображавшее известных героев.

С момента своего открытия здание Калининского (а теперь Тверского) театра кукол стало одной из достопримечательностей города – в первую очередь благодаря уникальной росписи внутреннего пространства, созданной руками художников Всеволода Солодова, Николая Дочкина и Бориса Запрудного. Роспись и деревянные скульптуры наследовали известным сказочным и мифологическим мотивам, иллюстрировали сюжеты Пушкина.

«Итак, в центре росписи авторы поместили семерых богатырей («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина) с огромными белыми конями, нетерпеливо бьющими копытами в ожидании своих седоков. Дюжие добрые молодцы смиренно и мягко кланяются нежной красавице царевне. Эти герои всегда были образцами для мальчишек и девчонок; примером было и отношение героев друг к другу; – всё ярко передано через пластику, цвет, энергетику росписи. Справа от богатырей – взмахнувший шляпой, таинственный и хитрый Кот в сапогах, – учивший людей мудрости. А слева – лихой Конек-Горбунок, мчащий Ивана по жизни… Кроме замечательной росписи, художники делали еще и деревянных кукол – вырезали сказочных героев славянского фольклора. Самой большой из кукол была настоящая деревянная скульптура – славянский Бог Солнца – Ярило, «освещавший своими лучами весь сказочный лес», – фойе кукольного театра. Деревянные куклы были некрашеными, что тоже носило особую смысловую нагрузку. Одни – светлые, радостные, нежные; другие, живущие больше в ночное время,–как, например, сова, – темнее. Но особенно интересная находка была в скульптуре Ярило: голова его, прикрепленная к коре старого дерева, смотрелась как Солнце, встающее над лесом» (Из статьи «Николай Дочкин. Народный художник РФ»).



…На новой сцене Ильвовский проработал недолго – не более трех лет, но за это время им были выпущены чудесные спектакли, в том числе «Очень умные игрушки», поставленный по пьесе Бориса Заходера. В 1977 году в зрительном зале нового здания театра на премьере спектакля присутствовал сам автор – писатель Борис Заходер, который обычно сложно воспринимал интерпретации своих произведений. Но калининской постановкой он был чрезвычайно доволен. После премьеры писатель остался в театре и долго общался с калининскими актерами.

Первый юбилей театра без Ильвовского – 40-летие – отмечали в новом здании. На торжественном мероприятии присутствовал уже пожилой Сергей Владимирович Образцов. До этого визита Сергей Владимирович посещал коллектив в 1962 году. Его всегда связывали с калининским театром теплые дружеские отношения.

Ну а сегодня, как и много лет назад, в здании с уникальной росписью и богатой историей продолжает жить театр. В нем бок о бок работают куклы и люди, рассказывая зрителям удивительные истории.

Адрес редакции: 170100, Тверь, Вагжановский пер., д. 9 офис 311
Тел./факс: (4822) 57-00-70, тел./факс: (4822) 41-95-18
Мы в соц сетях:
Яндекс.Метрика