Подписаться на рассылку

Вы можете подписаться на нашу рассылку, заполнив необходимые поля снизу. Будьте в курсе всех новых мероприятий и новостей.

Современный бизнес МИХАИЛ СЕМЕНЯКА: «Либо деньги и ничего более, либо закон, порядок и процветание государства…»

Современный бизнес

МИХАИЛ СЕМЕНЯКА:
«Либо деньги и ничего более, либо закон, порядок и процветание государства…»

Российские капиталы стремительно возвращаются в страну. Казалось бы, беспрецедентные санкции против России должны были подорвать ее национальную экономику, но ситуация возымела обратный эффект. Крупнейшие предприниматели и компании, поняв и прочувствовав на себе, что держать деньги за рубежом стало не только невыгодно, но и опасно, переводят активы обратно в РФ. Российские бизнесмены готовы к серьезным вливаниям в отечественную экономику, множество инвестиционных проектов – к реализации. В этом плане Тверская область не исключение, более того – лакомая для инвесторов территория в силу своих площадей и, главное, прекрасной локации. А это серьезные поступления в местный бюджет, новые рабочие места, решение множества стратегически важных и социально значимых для региона задач. На фоне очевидных плюсов и перспектив возникает резонный вопрос – где взять ресурсы для реализации столь масштабных планов, и, прежде всего, трудовые?

Об этом, а также о запросах российской экономики в новых реалиях, инвестиционных процессах Тверской области и многом другом мы побеседовали с Михаилом Семенякой – руководителем и владельцем группы компаний «Объект», членом правления Тверского союза промышленников и предпринимателей.

В качестве справки
Семеняка Михаил Владимирович – уроженец г. Калинина, учился в тверской средней школе № 17, окончил Тверской государственный технический университет (факультет «Технология машиностроения»). По распределению работал на Тверском экскаваторном заводе, где активно занимался испытаниями экспортной продукции и в дальнейшем курировал экспортно-импортные операции. Прошел обучение в Академии внешней торговли. Стоял у истоков создания первой внешнеторговой компании нашего региона«Тверь». В дальнейшем ушел в самостоятельный бизнес. В настоящее время является руководителем и владельцем группы компаний «Объект», специализирующейся на управлении недвижимостью: офисной, гостиничной (сектор размещения рабочих)и розничной торговли. Активно занимается общественной деятельностью. Является членом правления ТСПП, Общественного совета при Главном управлении по труду и занятости населения Тверской области, а также комиссии по содействию добровольному переселению соотечественников из-за рубежа. Активный участник волонтерского фонда «Добро без границ».

– Михаил Владимирович, сегодня многие, особенно люди далекие от этой сферы, убеждены, что в Тверской области в инвестиционном плане мало что происходит. Какие серьезные предприятия уже появились в регионе, какие компании мечтают зайти. А тем временем намерения и капитал, готовые закрепиться в нашей области, очень серьезные. Давайте поговорим об этом поподробнее и приведите, пожалуйста, примеры.

– Сейчас мы оказались в ситуации, когда деньги есть, они активно возвращаются из-за границы, а инвесторы ищут возможности, где их можно применить. В этом плане наблюдается очень позитивная динамика. Российские компании также активно реинвестируют прибыль и осваивают новые рынки. Например, такой перспективный инвестпроект – один из самых масштабных логистических центров российской компании Wildberries, который возводится в ОЭЗ «Эммаусс». Стоимость строительства – 11,2 миллиарда рублей, площадь комплекса – 150 тысяч квадратных метров. И, что немаловажно, порядка 7,5 тысяч рабочих мест для жителей региона. Или же АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ), в состав которого входит наш Тверской вагоностроительный завод, выиграл крупнейший за всю историю существования железных дорог контракт с Индией на поставку 120 электропоездов. В стоимость сделки (только вдумайтесь в эти цифры!) – 6,5 миллиардов долларов – входят поставка и сервисное обслуживание техники в течение ближайших 35 лет.
И это всего лишь два примера, но их гораздо больше.
Руководство Тверского региона проводит очень большую работу по предоставлению серьезных площадок для инвестиций. Промзоны Твери и Тверской области активно заполняются. Бизнес-идей сейчас более чем достаточно.Однако бизнес в регионе испытывает серьезный кадровый голод.

– Да, в экономическом плане... побольше бы таких новостей. Но вот мы и подошли к очень важному и непростому вопросу: где взять трудовые ресурсы? Снова из ближнего зарубежья?

– Не только. Необходимо задействовать внутреннюю трудовую миграцию. Сегодня регионы России ведут между собой жесткую борьбу за трудовые ресурсы. Надо привлекать студенчество и использовать осужденных на принудительный труд. Что касается ближнего зарубежья, то это действительно сложный вопрос, к которому надо подходить очень осторожно. Но давайте исходить из реалий и фактов. По данным Росстата, в Российской Федерации зарегистрировано 17 миллионов мигрантов. И это только официальная цифра. Но есть и нелегалы, число которых, по разным оценкам, составляет от 2 до 12 миллионов человек. То есть, в общей сложности мы уже имеем десятки миллионов мигрантов при общей численности населении России 146 миллионов. Если вычесть россиян нетрудоспособного возраста: до 15 лет и старше 70–75, получается пугающая пропорция.
К сожалению, тон в миграции задают неквалифицированные рабочие кадры. А их свыше 80%, даже больше. При этом люди, которые делают для нас нужную, позитивную работу, одновременно являются носителями чужой культуры. Это формирует очень жесткие противоречия. И, что самое печальное, адаптироваться хотят далеко не все.  С одной стороны, у нас есть потребность, с другой, те, кто эту потребность закрывает, несут ряд проблем.

– А потребность действительно есть? Она не надумана?

– Если посмотреть прогнозы по демографии в России и тех, кто занимается вопросом миграции профессионально, например, Российская Академия наук (сектор изучения миграционных и интеграционных процессов), то специалисты утверждают, что мы не сможем обойтись без мигрантов. При этом приводится множество аргументов, как правило, объективных. Говорить о том, что местным не хватает работы, – тоже неправильно. Работы сейчас много! Постоянно кто-то требуется, другой вопрос, что наш человек больше ориентирован на высокооплачиваемую и не на низкоквалифицированную работу. Это естественно и нормально. Но сегодня речь об объемах и существующих потребностях современной экономики. Простая математика. Численность жителей в Тверской области на данный момент – 1 200 000. Из них 611 тысяч трудозанятых, а уровень безработицы беспрецедентно низкий – чуть более 2%. Это значит – местный трудовой потенциал задействован почти полностью, а потребность в экономическом развитии региона постоянно растет. Это очевидно.Экономический потенциал надо наращивать, так как от этого зависят состояние бюджета любой области,социальные отчисления для населения, ремонт дорог, зданий и многое другое. Плюс обеспечение жителей рабочими местами.

– Почему мы вообще столкнулись со столь острой необходимостью – завозить рабочие руки извне?

– Это вообще очень глубокий вопрос. Первая и главная причина – демографическая яма. Вторая – относительно низкая производительность труда, ее надо повышать. Пока мы это делаем опять же за счет численности работников. У нас мало заводов, роботизированных от и до. Это причины, которые лежат на поверхности. Но есть и масса иных. Долгое время работать руками считалось непрестижным. Вспомните, как родители внушали своим детям: «Не будешь учиться – пойдешь дворником или… встанешь к станку». Многие и сейчас рассуждают: «Хочу быть высокообразованным человеком (что неплохо), сяду в кресло, всё будет красиво, всё остальное сделают…» Кто? Вопрос. Вот мы и дожили до того, что работать руками некому. Во всех сферах катастрофически не хватает квалифицированных рабочих: сварщиков, трактористов, сантехников, электриков и так далее. С развалом Союза было упразднено множество профтехучилищ, техникумов, то есть серьезно пострадал сектор профессионального технического образования.

– Но сейчас ситуация всё же меняется, и среднее специальное образование перестает быть чем-то постыдным. Престиж рабочих профессий постепенно возвращается.

– Всё верно, но это не быстрый процесс. А рабочие руки и головы нужны здесь и сейчас. И когда заводятся новые проекты на территорию, оказывается, кадры в дефиците.

– Какое решение проблемы видите вы как человек, который уже имеет опыт в этом вопросе? Ведь вы уже реализуете социальный проект, предоставляя легальное жилье рабочим, и делаете это так, как должно быть везде.

– Для начала задачу надо разложить на составляющие. Это стратегия, и это тактика. Начнем с последнего. Тактика – необходимость справиться с реалиями именно сегодняшнего дня. Те, кто уже у нас работает, не должны быть бесхозными. За них должен отвечать работодатель. Как на рабочем месте, так и вне его. Отчасти это уже реализуется в Подмосковье, где жестко было обозначено условие: «Получили квоты на рабочие руки, например, из Средней Азии, – будьте любезны построить для них соответствующие требованиям законодательства РФ гостиницы (хостелы) или общежития. С необходимым свидетельством, паспортом безопасности и иными сертификатами. В таких местах размещения мигранты будут под неусыпным контролем не только работодателя, но и надзорных органов в лице УВД УФМС, МЧС, Роспотребнадзора, Росгвардии, ФСБ и прокуратуры. Текущая задача – выстроить их пребывание в России таким образом, чтобы они были контролируемы, в том числе с помощью современных цифровых сервисов. На мой взгляд, въезд в страну должен осуществляться по рабочей визе (у нас сейчас безвизовый режим) и без семей. То есть временный контракт по принципу «отработал-уехал». Расходы на проживание, медицинское обслуживание также должен нести работодатель.

– А если человек всё же имеет притязание остаться в России на ПМЖ?

– Если ты горишь желанием получить российский паспорт, отработай здесь десять лет. Если женился, проживи в браке столько же. Роди двух детей и привей им уважение к русскому языку, культуре и традициям. И только после этого ты получишь паспорт гражданина РФ.

– В Белоруссии успешно реализуют примерно подобный опыт.

– Именно. Вообще в мире полярные мнения на этот счет. В Китае, Арабских Эмиратах ты не получишь гражданство ни при каких обстоятельствах. К сожалению, Российская Федерация в числе тех, где его получить легко. Здесь мы впереди планеты всей на сегодняшний день. Поэтому нужно разобраться с текущей ситуацией. И урегулирование вопроса получения российского гражданства – часть решения проблемы. Миграционное законодательство, на мой взгляд, определенно нуждается в ужесточении. Оно должно стать более требовательным.

– Поговорили про тактику. Что со стратегией?

– В глобальном плане нам, прежде всего, надо многое менять для самих себя, а не для приезжих. Сегодня мы имеем 1 300 000 абортов в год. Если в семьях мигрантов порой по десять детей, то у нас и одного далеко не все хотят иметь. Мода на недетородные союзы. К счастью, на государственном уровне этой проблемой занялись серьезно, поставив жесткий заслон в виде законодательства, запретов. Мы предъявляем требования к чужой культуре, но при этом теряем свою. Если говорить о моей семье, то в доме у нас всегда была обширная библиотека с большой коллекцией исторических книг, которую собирали вначале мой дед, потом отец. В детстве я зачитывался литературой, где русские люди бились за свою землю, веру, свои семьи. Константин Седых, «Даурия», Василий Ян, трилогия «Нашествие монголов»и многое другое. Мы росли на этом. Нас воспитывали так, как надо воспитывать, а сейчас всё это уходит в тартарары. Поэтому стратегия должна заключаться в укреплении собственной культуры, семьи, государства, нации. Надо поддерживать всех тех, кто сейчас плечом к плечу реконструирует нашу страну, кто за нее воюет. Необходимо воспитывать уважение к русской культуре, традициям на территориях тех стран, откуда идет основная трудовая миграция. Открывать там школы и иные учебные заведения. Кроме того, распахнуть, наконец, двери перед теми русскими, которые годами не могут получить российский паспорт.

– Давайте вернемся к вопросу размещения трудовых мигрантов. Что уж скрывать, сегодня порой это носит нелегальный или полулегальный характер. Как с этим бороться?

– Мое видение, что это должен быть комплексный, совместный подход надзорных органов. Проверку места размещения надо начинать со статуса заведения. Должно быть свидетельство о регистрации гостиницы или общежития. И только потом следует проверка на соответствие требованиям МЧС в части противопожарной безопасности, систем контроля доступа, путей эвакуации и так далее. Также должно быть невозможным размещение людей, если отсутствует паспорт антитеррористической безопасности объекта. Это находится в компетенции Росгвардии и ФСБ. Если у тебя эти документы и инженерные системы отсутствуют, то заведение не имеет права работать. Если у тебя нет статуса гостиницы и ты официально не в федеральном перечне предприятий гостиничного хозяйства, пусть даже у тебя хостел и нет звезд, – та же история. А сейчас по факту получается, что регистрируют людей, руководствуясь только 109 ФЗ (прим. – Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»). То есть людей можно зарегистрировать в любом месте размещения, если оно оборудовано койко-местами для сна и отдыха. И этого достаточно. Нет смысла говорить, что подобные места не соответствуют огромному числу требований надзорных ведомств.

– В идеале всё так. Но по факту с обеих сторон мы имеем иную картину. Одни участники процесса не спешат ликвидировать несоответствия, другие закрывают на это глаза. И подобные заведения для проживания продолжают существовать со всеми вытекающими.

– А вот сейчас мы подошли к корню проблемы. По натуре я – государственник. Знаю историю своей страны, горжусь ее победами, переживаю за неудачи. Меня так воспитала семья. Поэтому, когда я занялся вопросом размещения рабочих, то пошел и сделал всё «в белую», так, как того требовало государство. Невзирая на то, в какие деньги это встанет. Поэтому важно ответить на следующий вопрос: «Это история про деньги или нет?» Если про деньги и ничего более, то тогда недобросовестный предприниматель будет уходить от налогов и экономить на всем, в том числе и на сертификации, освидетельствовании, оформлении паспортов безопасности, противопожарной защите людей, которые здесь живут и которые могут стать жертвами такого подхода. Случаев с пожарами в подобных местах, где мигранты сгорают, как порох, немало. Такие предприниматели будут ставить деньги выше всего, выше жизни людей, выше перспектив государства. К сожалению, если вопрос только про деньги, тогда коррупция существует и по другую сторону. Иначе почему так долго живут эти предприятия нелегального размещения? При проверке надзорным органом места, которое не соответствует законодательству, выписывается предписание и дается время для устранения нарушения. Устранил - работай. В противном случае предприятие должно быть закрыто без каких-либо альтернатив решения вопроса и лазеек. Со своей стороны один предприниматель, поняв серьезность требований, не захочет дальше заниматься этим бизнесом. А другой, оценив перспективу, скажет, что он пришел надолго, устранит нарушения и будет инвестировать в свое дело.
Либо деньги и ничего более, либо закон, порядок и процветание государства. В этом корень обсуждаемого вопроса.

Подготовила Вера Таран

Фото Олега Метлина

Адрес редакции: 170100, Тверь, Вагжановский пер., д. 9 офис 311
Тел./факс: (4822) 57-00-70, тел./факс: (4822) 41-95-18
Мы в соц сетях:
Яндекс.Метрика