Тверские имена Линда Клявина: Проникнуть в суть вещей
Тверские имена
Линда Клявина:
Проникнуть в суть вещей
О бестселлере в разгар эпидемии, «Перекрестке» идей, эпохе гламура, взрыве цвета и людях-вселенных – наша беседа с известным дизайнером и художником
– Линда, не так давно у тебя вышла в свет книга – в одном из самых крупных российских издательств. Многие этого хотят, но не всем удается. Как же у тебя получилось?
– Конечно, событию предшествовал большой труд – многие годы ты работаешь на свое имя, приобретаешь известность, а потом получаешь результат. Идея создания книги была не моя. Сначала от издательства «Эксмо» поступило первое предложение – поучаствовать своими статьями о батике в текстильной энциклопедии. Я согласилась, и это сотрудничество оказалось плодотворным. Затем появилось уже второе предложение об отдельном издании. Эта книга – «Тай-дай шаг за шагом. Узелковое окрашивание ткани» – была создана под кураторством и при содействии издательства. Концепция немного шаблонная, но все равно там мои идеи, которые я предложила и расписала в виде уроков. Было ли сложно? В тот момент наступил самый разгар эпидемии ковида – возникли проблемы с материалами, которые нужно было закупить и доставить. Но, слава Богу, рядом со мной мой супруг Алексей (он фотограф), и вдвоем мы справились.
– Ты довольна результатом? Не слишком ли издательство вмешивалось в творческий процесс?
– Были определенные условия и рамки, но в целом издательство помогало. Потому что если творческого человека не направлять в нужное русло, то он может уплыть в какое-то другое пространство. Еще существовал определенный тайминг, чтобы я не отвлекалась и делала все вовремя. Мне кажется, получилось!
– Интервью я начала с книги, но наш разговор с тобой, прежде всего, как с художником. Сейчас грядет юбилей объединения «Перекресток», в рамках которого проходит юбилейная выставка. А ведь ты стояла у истоков создания этого альянса, которому уже, трудно представить, три десятка лет...
– Да, я стояла у истоков, как и ряд моих коллег, все происходило на наших глазах, а теперь это уже история.
– Расскажи, как все было.
– Начиналось, как и всегда, междусобойчиком. Собралась творческая молодежь, выпускники нашей «Венециановки». Ядром этой творческой тусовки были в первую очередь Георгий Володько, Юрий Баранов, Алексей Чайкасов. Они и основали сообщество. Сначала все вместе ездили на вернисаж в Измайлово, где весьма успешно продавали свои работы, а потом решили, что все это хорошо, но надо выставляться централизованно, в выставочных залах, под общим названием.
– Откуда возникло название?
– Скорее всего, его придумал Жора. Он был самым креативным, самым живым, самым юморным из всех нас, настоящий лидер и организатор. «Перекресток» – это перекресток наших идей и творческих планов. А еще место встречи. Мы имели в виду центральный перекресток Твери.
– А каким был самый первый крупный проект «Перекрестка» тех лет?
– Это наша молодежная выставка в Выставочном зале на Советской. Правда, результат шокировал нас, а ведь мы так старались… На открытии ожидали хвалебных слов, но получили ушат негативных эмоций, и все разбрелись в шоке, нас не поняли. Почему так случилось? Думаю, потому, что новая информация, которая хлынула тогда в 90-е с Запада, привела к тому, что многие от классического искусства перешли к экспериментальному – кто-то удачно, кто-то нет. В итоге мы решили, что потом будем выставляться без каких-либо менторов, самостоятельно, и не обязательно при этом получать чье-то одобрение. Ну, и, соответственно, все остальные выставки организовывали уже сами, на разных площадках. Чуть позже я отошла от проекта в силу личных причин, а вновь присоединилась гораздо позже, в 2015 году, в «Олимпе».
– Да, это был легендарный масштабный проект, который журнал «Реноме» основал вместе с «Перекрестком». Он имел огромный резонанс, благодаря, в том числе, эффекту неожиданности и грамотному промоушену со стороны всех организаторов: сообщества художников, журнала…
– Георгий очень тепло отзывался о вас и не раз говорил всем о том, что «Перекресток» должен идти по жизни с вами. Как будто наказывал всем нам, понимая, что его самого скоро не будет…
– Спасибо… Так и идем, сквозь годы, организовывая совместные проекты, теперь уже на великолепной площадке Тверского городского музейно-выставочного центра. Но продолжим. Когда у тебя был поворотный момент, после которого ты решила, что батик – это твое?
– Сначала я тоже занималась живописью, поисками собственного стиля. А потом так случилось, что в конце 90-х этот родник немного иссяк. Творчество в том виде весомого дохода не давало, и в 1998 году настал переломный момент, когда надо было что-то менять, я попробовала батик. Кстати, когда я училась в училище, у нас были возможности поэкспериментировать в разных техниках. Я пробовала батик, но тогда меня это не затронуло. Сейчас понимаю – почему. Не было таких материалов, которые появились сегодня. С их помощью можно создать нечто совершенно революционное практически с нуля. Тогда принтеры не вошли в нашу жизнь, а теперь с помощью цифровой печати можно воспроизвести любой рисунок. А еще мысль, что эту красоту можно надеть и выглядеть потрясающе, оценили все мои подруги. Все это в комплексе побудило меня заняться батиком.
Еще сыграла роль и одна важная для меня поездка. По линии межкультурных связей я дважды побывала на выставках в Германии. В Европе батик очень популярен, меня тепло приняли, я смогла купить еще материалов и продолжила развивать свой путь. Я была одной из первых, кто открыл интернет-магазин по батику, по росписи ткани. На нем я выкладывала и выкладываю до сих пор рисунки, которые люди могут бесплатно скачать и учиться. Я искала и ищу свои рисунки, свои способы выражения в батике, потому что классический батик – он и есть классический, а хочется эксклюзива.
Еще у батика есть чудесное свойство – это быстрота создания. Вот вы вяжете кардиган или свитер, петелька за петелькой, время уходит, а здесь есть возможность получить потрясающий результат сразу. И это всегда успех. Это не обязательно может быть то, что мы ожидаем, но это всегда вдохновляет. Я начала создавать целые коллекции. И как только у нас появилась возможность проводить в городе конкурсы (еще была жива наша замечательная Наталия Эверт, председатель Тверского отделения Союза дизайнеров России), я стала в них участвовать. Миллениум, 2000-е– в самом хорошем смысле эпоха гламура и расцвет искусства.
Сейчас тоже есть интерес к уникальности, но все равно мы приходим к некой универсальности. Одежда оверсайз, совсем простые приемы. Все по-другому…
– А в батике есть такое понятие, как мода? Следишь ли ты за достижениями своих коллег?
– Люди экспериментируют во всем мире, и я обязательно слежу за этими экспериментами – благо есть различные интернет-ресурсы. Мода изменчива, что-то уходит в тень, что-то снова выходит на передний план. Например, как сейчас фольклорные и национальные мотивы – бохо, хиппи. Мой совет: если вам по духу подходит, то облачайтесь в это полностью или, напротив, берите только один элемент – и вы уже в тренде. И, безусловно, слежу за принтами, которые вручную создаются мастерами во всем мире. Есть цветовая гамма, сочетания, драматизм в моде – больше графики, чего-то аляповатого, брызги, пятна. Или какая-то конкретика, буквально списанная с полотен старых мастеров. Художники-батикисты применяют все это в моде. И как раз результатом такого всплеска в моде явился плод моего творчества – книга о батике, по росписи по ткани, тай дай. Это взрыв цвета, молодежный стиль, скручивание, свертывание, поливание и на выходе – фантастический рисунок.
– Как у тебя все получается?
– Не у меня, у моей команды. «Линда Клявина» – официально зарегистрированный бренд. Но бренд – это не всегда только один человек. Я благодарна моим родителям, которые разрешили мне заниматься любимым делом, понимая, что оно вряд ли принесет мне огромную выгоду, но зато даст такую неоценимую вещь, как свобода. Многие бы за это отдали все, чтобы быть свободной. И еще, чтобы творить, нужна поддержка. У тебя, Нина, есть Слава, а у меня есть Алексей. Это моя поддержка и опора во всем и всегда. И, конечно, я работаю с командой швей, настоящих профессионалов. Сама я, как Коко Шанель, не шью, даже пуговицу не даю себе пришить самой. Сейчас хотела бы поблагодарить их всех. Это люди, с полуслова понимающие меня, а я их.
– А ты задумывалась о большой персональной выставке, чтобы как-то обобщить свое творчество? Ты же еще и живописец, в рамках «Арт-Прорыва» выставляешь не только батик, но и свои большие полотна и миниатюры…
– Конечно, каждый художник об этом задумывается. Это всегда очень страшно, как войти в океан. К такому нужно готовиться, годика через два, возможно, буду готова. У меня есть мысли и идеи. К тому же не все это знают – я занимаюсь еще и иллюстрациями. Я всегда мечтала об этом, много читала, делала рисунки к книгам.
– Традиционный вопрос. Над чем работаешь сейчас?
– Сейчас у меня очень интересный проект. В рамках гранта от нашего Союза дизайнеров я разрабатываю тему «Платки России». Это будут печатные платки, не батик. В коллекции используются элементы орнаменталистики России, славянские символы. Позже буду готова рассказать об этом подробнее. А еще я увлечена персонализацией вещей. Меня интересует каждый человек, который ко мне пришел, ведь любая личность – это целая вселенная. Мне нравится создавать платок или платье для него с конкретными рисунками. Я знакомлюсь с человеком, общаюсь с ним, учитываю все его интересы, просматриваю все гороскопы: восточный, зодиакальный, цветочный, друидов и т.д. Поскольку работаю преимущественно с внешностью женщин, изучаю стилистику архетипов и цветотипы. Почему в передачах типа «Модного приговора» участники проектов потом не носят в обычной жизни одежду, в которую их облачили? Да потому, что никто не проник в самую суть вещей и, главное, в суть самой личности. А я стараюсь проникнуть...
Беседовала Нина МЕТЛИНА
Фото из архива Линды Клявиной