Подписаться на рассылку

Вы можете подписаться на нашу рассылку, заполнив необходимые поля снизу. Будьте в курсе всех новых мероприятий и новостей.

Выставка Искусство как служение

Выставка
Искусство как служение

В большом зале Тверского городского музейно-выставочного центра народный художник России Людмила Юга представила свою персональную выставку «Сохраняя духовный удел». Она юбилейная для одного из самых заметных мастеров изобразительного искусства Тверской области и России и представляет избранные работы, созданные Людмилой Георгиевной за последние четверть века
Первой «должностью», обязанностью художника великий русский драматург Александр Петрович Сумароков считал «изображати истории своего отечества и лица великих в оном людей». По мысли писателя эпохи Просвещения, картины, так же как и произведения литературы, должны способствовать познанию «естества».

Так говорил Сумароков, мы же скажем: книги и полотна служат познанию окружающего мира, где прошлое неотделимо от настоящего, которое закладывает крепкий фундамент будущего. Художник, настоящий художник, обладает удивительным даром прозревать времена и эпохи, переноситься в прошлые века и передавать дух древних и не очень древних эпох, создавать образ прошедшего. Далекое получается, как писал Илья Ефимович Репин, близким. Обо всем этом думаешь, когда попадаешь на большую выставку, которую открыла в Твери, в Выставочном зале на Советской, 54 народный художник России Людмила Георгиевна Юга.
Выставок Юга открыла столько, что трудно перечислить, нынешняя же – особенная. Плотная экспозиция составлена из работ, созданных за последние 25 лет. Их объединяет название – «Сохраняя духовный удел…». Этот поэтический заголовок отражает направление творческих исканий, раздумий Людмилы Георгиевны о том, что есть истина в искусстве и жизни, что по-настоящему может иметь значение для человека. Человека, думающего не только о сиюминутных радостях (хотя и это тоже, конечно, нужно). Здесь мы возвращаемся к тому, с чего начали: способности художника преодолевать все границы, в том числе метафизические, с тем, чтобы выстроить свою и нашу, зрительскую, парадигму отношений с историей и теми, кто ее творил. Благодаря офортам, рисункам, миниатюрам и картинам Людмилы Юга витязи прошлого оказываются рядом. Эта сопричастность прошлому, восприятие искусства не работой, а служением отличает нашу героиню от многих тверских художников.
Вспомним, что русский религиозный философ Иван Александрович Ильин, рассматривавший искусство как служение, утверждал: только в этом случае настоящий мастер, ставящий во главу угла «подлинную художественную необходимость», обретает свободу творческого самовыражения. Линия творчества Людмилы Юга отличается такой же твердостью и четкостью, как и ювелирно-плавные линии ее рисунков и миниатюр. На одной плоскости художественной рефлексии оказываются те самые витязи в доспехах и монашеских рясах, о которых речь уже шла, монастыри и храмы, усадьбы и дворяне, блестящие офицеры, цвет нации, когда-то владевшие ими. Рядом с ними – безымянные защитники Отечества, павшие «в пятой роте, // На левом, При жестоком налете…». На другой плоскости – экзотические города и страны, люди, пейзажи Индонезии, Таиланда, Малайзии, Бали. А на третьей – вновь родная Тверская губерния, предстающая на полотнах мастера идиллически-прекрасной, светлой и, кажется, счастливой.

На выставке представлена новая, еще никем не виденная серия живописных работ «Государева дорога. Тверская губерния», в которой Людмиле Юга, по ее признанию, захотелось уйти в XIX век, показать тверскую землю невестой – в наилучшем наряде, такой, какой она могла бы тогда быть, да и была: Старицкий монастырь, Воронцовский монастырь в Торопце, усадьба Полторацких в Грузинах – разрушенная, но художник написал ее такой, какой ее могла видеть жившая у своей бабушки юная Анна Керн. На другой работе – Исток Волги. Все это любимая земля художника.
…«Захотелось уйти в XIX век» – очень важная ремарка. Почему важная? Потому что взгляд мастера направлен, как правило, дальше, вглубь веков, в средневековую Русь и Тверь, в эпоху, эмблемами которой теперь выступают Александр Невский, Михаил Тверской, Анна Кашинская, Дмитрий Донской и монах-воин Пересвет. Они герои работ Людмилы Юга, они – те, кто стоял на страже своего, а стало быть, и нашего удела, большой и малой родины, повиновался своей судьбе и завещал потомкам главное – сохранять удел духовный, о котором напоминает название выставки.
Интерес к истории как источнику вдохновения и одновременно как точки отсчета, духовной основы жизни возник у Людмилы Юга после знакомства с переводами житий тверских святых, выполненных Владимиром Исаковым. Мечталось издать их в подобающем полиграфическом исполнении – эту мечту после ухода Владимира Исакова исполнила Людмила Юга. Она проиллюстрировала и нашла возможность выпустить в свет уникальные издания житийных описаний Михаила Тверского, Анны Кашинской, патриарха Иова, Нила Столобенского, Макария Калязинского, Александра Невского, «Хожение за три моря Афанасия Никитина»… Иллюстрации выполнены в манере, какая была распространена в среде древнерусских книжников: акварельные рисунки с перовым росчерком. Как и средневековые мастера, Юга на одном листе совмещает несколько временных планов. Так, одна из композиций из жития Анны Кашинской составлена из «клейм»: рождение, получение благословения на брак с Михаилом Ярославичем, отъезд в Тверь. В этом приеме очень много не только от книжной миниатюры Древней Руси, но и от традиции создания житийных икон.
Людмила Юга, обращаясь к знаковым явлениям русской культуры, ее деятелям и делателям, воплощает в жизнь завет Сумарокова изображать «истории своего отечества и лица великих в оном людей» средствами современного изобразительного языка. Она редко использует формальные решения, если только не поставлена соответствующая художественная задача. Работая над книжной графикой, мастер следует, с одной стороны, правилам, а с другой стороны, сознательно их нарушает. В работу, исполненную в традициях древнерусской миниатюры, Юга добавляет не свойственные жанру черты психологизма, тончайшими, едва уловимыми штрихами передавая движения души героя иллюстрации.
В этом смысле Людмила Юга, без сомнения, мастер классической русской школы, который, не предавая традиции, обогатил ее новыми, своими собственными художественными находками. Чем, как не промыслом Создателя, можно назвать такой вот факт из творческой биографии Людмилы Юга? Никто из русских иконописцев не писал образ прославившегося уникальным духовным подвигом преподобного Нила Столобенского, тихо молившегося на берегу озера Селигер, вдали от мирской суеты. Деревянные резные скульптуры и барельефы были, а икон не было. Но дорогу осилит идущий. Людмила Юга, взявшись за иллюстрирование жития преподобного Нила, по сути, вновь создала иконографию святого. Вероятно, в этом и состоит суть искусства, почитаемого как служение – не себе, а своему народу, Отечеству и вере.
По словам известного писателя, члена Президентского Совета по культуре Валентина Курбатова, «Людмила Юга – художник буднего дня нашей судьбы и веры. Она не мечется, не гонится за новизной языка, не горит честолюбивым желанием непременных художественных открытий, а живет высоким духом традиции и сама является живой почвой русского света, землей и небом жизни, тем «камнем», на котором стоит художественная история России».

Евгений ПЕТРЕНКО
Фото Николая Погорелова и из архива ТГМВЦ

Адрес редакции: 170100, Тверь, Вагжановский пер., д. 9 офис 311
Тел./факс: (4822) 57-00-70, тел./факс: (4822) 41-95-18
Мы в соц сетях:
Яндекс.Метрика