Фарфоровая грация
В Тверском краеведческом музее открылась выставка «Балет в фарфоре»
Новогодний подарок из Санкт-Петербурга
Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) привёз из Санкт-Петербурга в главный музей Тверского государственного объединённого музея (ТГОМ) свою яркую интерпретацию балетной темы - работы блестящих мастеров XX века – Серафима Судьбинина, Елены Янсон-Манизер, Веры Мухиной, Анны Яцкевич и Эльвиры Еропкиной, а также современных художников и скульпторов завода. Как же в канун Нового года без сказки? Эта праздничная выставка будет интересна и взрослым и детям - по мотивам балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица» на музыку П.И. Чайковского здесь тоже представлены замечательные произведения в фарфоре!
Первые лица Императорского фарфорового завода лично приехали на открытие выставки. Глава наблюдательного совета и главный акционер ИФЗ Галина Цветкова скромно уступила возможность сказать приветственные слова генеральному директору завода Татьяне Тылевич.
Татьяна Александровна рассказала, что все их сотрудники сразу подружились с «музейными Еленами», приехавшими из Твери в Санкт-Петербург для обсуждения совместного проекта:
- Елена Вартанова, заместитель директора ТГОМ по научной деятельности, и Елена Мойкина, главный хранитель ТГОМ, очаровали нас своим неподдельным интересом и восторженными чувствами к фарфору», - сказала Татьяна Александровна.
Тема балета была выбрана не случайно, ведь она великолепно раскрывает величайшее мастерство и филигранность творчества художников и скульпторов знаменитейшего завода России. При этом наш фарфор - это не только красота, но и престиж, гордость страны, иллюстрация её истории.
Порцелиновая мануфактура основана в Санкт-Петербурге ёще в 1744 году по указу дочери Петра Великого императрицы Елизаветы и стала первым фарфоровым предприятием у нас в стране и третьим по счёту в Европе после мануфактур в Мейсене и Севре. Секрет создания фарфора – «белого золота» на Востоке и в Европе хранили как зеницу ока. На выставке экскурсоводы расскажут, с какими потрясающими приключениями и трудностями связано появление собственного фарфора в Российской империи.
Новый расцвет фарфорового дела в России связан с именем Екатерины Великой связан – уже в 1765 году она усилила производство и переименовала порцелиновую мануфактуру в Императорский фарфоровый завод. Все, даже мелкие заказы двора дублировали в особую коллекцию при заводе.
«Цветковы спасли уникальный завод!»
До 1917 года ИФЗ был семейным бизнесом императорской фамилии, причем каждый венценосец «клеймил» продукцию своим вензелем. В 1917 году комиссаром завода стал дед композитора Андрея Петрова, художник-керамист Петр Ваулин, распахнувший заводскую проходную авангарду. Именно в это время на продукции в качестве торговой марки стал появляться «Черный квадрат» Казимира Малевича, а завод получил статус государственного. Потом наступила продолжительная эпоха ЛФЗ — Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова, Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова, Ломоносовский фарфоровый завод — когда городу на Неве вернули его название Санкт-Петербург, а предприятие стало акционерным обществом. Уже в «лихие девяностые» торговая марка вместе с акциями оказалась у двух американских фондов. Заокеанским владельцам само производство было не интересно, они хотели захватить музей и архивы завода с эскизами художников-авангардистов. И только нынешние акционеры - семья Цветковых вложив большие средства в обновление производства вернули заводу историческую марку.
Как рассказывала Галина Цветкова, в 2002 году у ее семьи мотив покупки ИФЗ был один: «За державу обидно!»
- Чувствовали обязательства перед городом. Перед страной, в конце концов. Из народа этой красоты мало кто видел. Было принципиально важно открыть музей для всех, включить его в туристические маршруты.
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, вспоминая те времена, говорил так: «Цветковы спасли уникальный завод!»
На пуантах
Гостям вечера рассказали яркую историю возникновения коллекции, посвящённой, балету в фарфоре. Молодого специалиста ИФЗ, будущего академика Николая Качалова, в царствование последнего российского императора в 1913 году отправили во французский Севр. Там Качалову продемонстрировали фарфоровые скульптуры величиной почти с человеческий рост, он записал - «выслать наши, мы имеем и повыше». Но, когда его подвели к фарфоровой балерине, стоявшей на одной ножке, он задумался – ведь в России таких работ ещё не было… Вернувшись в Россию, он заказал скульптуру ведущему мастеру завода Серафиму Судьбинину. В качестве модели была приглашена прима Императорского театра Тамара Карсавина и её попросили для образа приподняться на двух пальчиках. Это был триумф и гордость ИФЗ!
На открытии выставки руководители ИФЗ подарили реплику этой скульптуры в фонд Тверского музея.
На выставке фарфоровые экспонаты дополнили рисунки из «Балетного альбома» члена тверского отделения Союза художников России, Петровской академии наук и искусства Андрея Юдина. Его тонкие, удивительные и грациозные балерины погружают зрителя в мир балетного закулисья.
Работы современных ведущих художников завода – Анатолия Данилова, Галины Белаш и Марии Матвеевой – продолжают традиции высокого петербургского фарфора. Мастера создали высокохудожественные изделия, которые посвящены современным мэтрам балета. К примеру, Анатолий Данилов создал высокохудожественное произведение «Н.М. Цискаридзе в партии Зигфрида» в «Лебедином озере» П.И. Чайковского. Скульптурный портрет народного артиста России имеет одну точку опоры, что технологически сложно в производстве. Герой произведения непосредственно участвовал в создании скульптуры: общался с автором, обсуждал детали. Совместная работа позволила мастеру создать наиболее точный и полный эмоционально-образный портрет мэтра танца.
Стоит отметить, что ещё одна эмоциональная и историческая связь есть у Тверской области с открывшейся выставкой! Немного позабытый корифей балета, выходец из Тверской губернии, ныне Ржевского района народный артист СССР Аскольд Макаров (1925-2000) тоже был связан с Санкт-Петербургом, он окончил Ленинградское хореографическое училище, учился у знаменитой Вагановой. Так вот, на сегодняшний день последнюю статуэтку ведущих деятелей балетного искусства посвятили ректору Академии им. Вагановой Николаю Цискаридзе в образе Зигфрида в «Лебедином озере». Наш земляк А.А. Макаров впервые блистал на выпускном экзамене тоже в этой партии, может и его образ будет увековечен в работах мастеров ИФЗ?
Выставка будет работать до 30 апреля 2023 года.
Николай Вихров