Подписаться на рассылку

Вы можете подписаться на нашу рассылку, заполнив необходимые поля снизу. Будьте в курсе всех новых мероприятий и новостей.

Дорогами минувших войн – к миру

Куратор выставки «1812. Сила народная», известный архитектор-реставратор, художник, баталист, ипполог, реконструктор, консультант по военной форме и снаряжению, а также обладатель энциклопедических знаний по истории Алексей ТЕМНИКОВ – вновь в гостях у журнала «Реноме»!
(Начало беседы – в предыдущем номере издания)

– Алексей! Прежде всего хочется выразить вам огромную благодарность за сотрудничество с нашим изданием. Сразу хотим поздравить вас с очередной выставкой, которая открылась сейчас в Москве. Можно пару слов о ней? Почему такое название

– «История французского рядового Нуаро»? Чем она уникальна для зрителя?

Пересечение реальностей

– Благодарю за поздравления и за проявляемый вами интерес к моему творчеству. Это весьма приятно и ценно для меня. Да, в Москве на площадке библиотеки им. Т.Г. Шевченко проходит камерная выставка «История французского рядового Нуаро», в основу которой легли рисунки, выполненные мною более десяти лет назад для до сих пор неизданных комиксов о приключениях рядового кавалериста французской армии периода наполеоновских войн.
Идея создания этого цикла возникла в разговоре с бельгийскими издателями непосредственно в военном лагере на поле битвы при Ватерлоо. Я сделал первые эскизыи согласовал сценарий. Мне удалось убедить коллег сделать акцент на повседневной жизни кавалериста, которая не менее интересна для читателя, нежели лихие атаки на противника. Часть этого цикла, относящаяся непосредственно к Отечественной войне 1812 года, представлена на выставке. Причем куратор и организатор мероприятия, директор библиотеки Ирина Горина разделила представленные материалы на две группы – вторжение и отступление.
Уход за лошадьми, изнуряющие переходы, поиск пропитания, боевые потери, бытовые сцены – все это история маленького солдата, одного из многих сотен тысяч в армиях противоборствующих сторон. История французского кирасира.
Для меня изображать эти сюжеты было нетрудно, поскольку более 30 лет я увлечен военно-исторической реконструкцией, а именно тяжелой кавалерией. Участие в многочисленных мероприятиях в России и за рубежом, личный опыт ношения униформы и снаряжения в разных погодных условиях позволяют мне реалистично показывать задуманное. Знаете ли, сложилось этакое пересечение реальностей… Именно это, лично прожитое и пережитое, позволяет ценителям говорить об уникальности.

– В соцсетях вы представлены именно как Фермер Нуаро. Наверняка с этим связана какая-то история. Расскажите.

– Этот вопрос возникает с завидной регулярностью. Отвечу так – будучи членом кавалерийского военно-исторического клуба, занимающегося реконструкцией французской армии, был поставлен пред необходимостью выбрать себе галльский «ном де гер», то есть псевдоним. Это, к слову, соответствует реалиям того времени. Да и сейчас бойцы больше известны по позывным, нежели по реальным именам и фамилиям.
Коллеги зачастую увенчивают себя именами известных исторических персонажей. Дорсенн, Ла Тур, Лассаль, Де Брак. Мне это не импонировало, поэтому выбрал иной способ, а именно Темников – темный – черный – нуар – Нуаро. Этот Нуаро стал прообразом главного героя моих рисунков. С течением времени он превратился во вполне самодостаточного персонажа, участника многочисленных событий, медийных мероприятий и автора мемуаров, которые вскоре увидит читатель.
Добавка «фермер» прилипла в период моего недолгого увлечения сельским хозяйством. Тогда я сменил город на село, стал фермером и попытался, в первую очередь самому себе, доказать, что сельский труд может быть высокоприбыльным.
Главный вывод из этого состоит в том, что если ты ежедневно со всей душой отдаешься делу, то непременно станешь успешен. Что все стенания насчет убыточности сельского труда, его тяжести и нерентабельности – не более чем умозаключения офисного планктона. Но это уже совсем другая история.

– Отгремела громкая дата, связанная с 210-летием Бородинского сражения. На Бородинском поле прошли мероприятия, в которых участвовали реконструкторы. Как прошли эти дни для вас? Чем запомнились?

– В этом году я вынужденно пропустил мероприятия. Был в командировке в Сибири. Поэтому 210-летие Бородинской битвы мне запомнилось своим блестящим отсутствием.
Если говорить вообще об участии в фестивалях, посвященных тем или иным историческим событиям, то это всегда большой праздник, погружение в эпоху, общение с многочисленными друзьями со всего мира. Девиз нашего движения: «Дорогами минувших войн – к миру».

Созвучное идее проекта

– А сейчас хотелось бы вернуться к теме выставки «1812.Сила народная», которая проходит в Твери и куратором которой вы являетесь. Специально для нее вы выпустили тематическую книжку-раскраску для детей. Что вдохновило вас на это?

– Курировать выставку мне предложил знаток эпохи, коллекционер и меценат Александр Николаевич Вихров. Экспозиция большей частью составлена из уникальных предметов его собрания. Я хорошо знаю эту коллекцию, приходилось выступать и в качестве консультанта. Вместе мы отбирали наиболее созвучное идее проекта – показать народный характер Отечественной войны 1812 года.
Дела минувших дней для младшего поколения – не более чем «преданья старины глубокой». «Любовь к отеческим гробам» можно прививать по-разному. Казенный метод патриотического воспитания зачастую дает обратный результат, а подача в игровой форме более привлекательна для детишек. Поэтому мы решили создать такую книжку-раскраску с забавными персонажами в мундирах периода Отечественной войны 1812 года.
Иллюстрации для этой раскраски сделаны во время работы на фестивале «Времена и Эпохи» в Москве. Я принимал участие в нем несколько лет подряд в качестве военного художника. В свободные минуты на фестивале делал зарисовки – порой с натуры, поскольку сюда съезжались обычно реконструкторы в самых живописных и вместе с тем исторически верных мундирах. Мои рисунки затем размножали и давали раскрашивать посетителям фестиваля. Со временем скопилось изрядное количество изображений, часть которых вошла в эту книжку.

В своей палатке я учил детей и взрослых рисовать лошадей по придуманному мной «фруктово-овощному» методу, который максимально понятен начинающим рисовальщикам. И в Твери на мастер-классах продолжаю использовать эти наработки. С гордостью могу сказать, что количество моих учеников за эти годы превысило 8 000 человек.
Вообще литература для детей начиная с самого младшего возраста нуждается в немедленном реформировании. Слепое копирование западных образцов, абсолютно чуждых нашему культурному коду, привело к катастрофическим пробелам в самоидентификации подрастающего поколения. Про качество большинства иллюстраций в книжках для детей даже говорить не хочется... Хотя все же скажу пару слов – вопиющий дилетантизм!
Переплетения судеб, историй, мифов и легенд

– Главная тема выставки связана прежде всего с народным ополчением. Эти вооруженные формирования, как известно, были созданы для отражения нашествия наполеоновской армии на основании манифеста Александра 1. Скажите, пожалуйста, какие экспонаты представляются вам как эксперту наиболее значимыми и почему?

– Как любителю той эпохи мне наиболее интересны подлинные предметы, относящиеся к этому времени. Скажем, документы, книги. В экспозиции большое количество гравюр начала ХIX века. Их тоже можно считать документами эпохи, хотя мне, например, сразу бросаются в глаза некие несуразности, которые допускали в своей работе художники и граверы в изображении оружия или мундиров…
Примечательны автографы Наполеона Бонапарта и императора Александра I. Обращаю внимание посетителей на игрушечные пушки, подаренные Наполеоном своему сыну, Орленку. Тут целый ворох переплетений судеб, историй, мифов и легенд. Ценителям раннего творчества Марины Цветаевой эти пушечки тоже будут интересны. Перечитайте ее стихи об Орленке.
Или вот в витрине – ночная ваза с бюстом Наполеона внутри. История этого предмета связана с интереснейшим периодом русско-французских отношений между Аустерлицем 1805года и Тильзитским миром в 1807-м. Подробнее об этом расскажут экскурсоводы.

Среди предметов из фондов Тверского музея для меня наиболее интересны представленное на выставке оружие. Вот духовое ружье. Эксперименты над созданием и усовершенствованием подобных образцов велись во многих странах. Несомненным плюсом такого оружия является возможность стрелять в дождливую погоду, так как отсутствует проблема намокания пороха. К минусам относится снижение эффективной дальности каждого последующего выстрела и трудоемкий процесс накачки воздуха. Весьма и весьма любопытная вещь!

Патронаж царственных особ

– Как свидетельствуют историки, в первый округ (из трех) вошли Тверская, Московская, Смоленская, Тульская и Ярославская губернии. Для руководства Тверским ополчением был учрежден «Комитет тверской военной силы» во главе с гражданским губернатором Лукой Семеновичем Кологривовым. Комитет был утвержден генерал-губернатором принцем Георгом Ольденбургским, супругом сестры императора Екатерины Павловны. Хочется задать вам вопрос как человеку, глубоко погруженному в тему истории. Какой вам видится роль именно тверского ополчения в Отечественной войне?

– Особенностью именно тверского ополчения является непосредственный патронаж царственных особ, это касается Тверского временного егерского батальона имени Ее высочества великой княгини Екатерины Павловны. Воины данного формирования высоко несли эту честь и смогли делом доказать свое рвение на пользу Отечеству во многих сражениях периода контрнаступления и Заграничных походов 1813-1814 годов, завершившихся подписанием мира в Париже.
Роль обычных тверских ратников была проста – не давать отдельным отрядам противника, его разведке и фуражирам проникать на север, они перекрывали путь на Санкт-Петербург. Ополченцы ухаживали за больными в госпиталях, конвоировали военнопленных, ловили беглых. Они не принимали участия в крупных баталиях 1812 года, но это не умаляет их вклада в общее дело победы и изгнания неприятеля из пределов России.

– Вы – известный консультант по военной форме и снаряжению, за советом к которому часто обращаются создатели фильмов. Вот вопрос: а как выглядел обычный представитель ополчения в 1812 году? Во что был одет? И как он был вооружен?

– Спасибо за лестную оценку моих попыток оказывать посильное содействие создателям мультипликационных фильмов, документального, научно-популярного и игрового кино. Для ратников назначалась особая форма одежды: русские серые кафтаны длиной до колена, длинные штаны, рубашки с косым воротом, кушак, фуражка и смазные сапоги. Следует отметить, что сапоги сберегали и часто заменяли на лапти с онучами. Зимой под кафтан полагалось надевать овчинный полушубок. Воины носили ранцы на перекрестных ремнях, а патронташ располагался спереди, на поясном ремне.

К слову, главнокомандующий русской армией М.И. Голенищев-Кутузов, предвидя трудности зимней кампании, обязал губернии собрать достаточное количество лаптей и полушубков с отправкой их к регулярной армии. Светлейший понимал, что народная одежда и обувь более подходят для зимы. Эти распоряжения он давал из Тарутинского лагеря, а пунктом назначения прозорливо указывал Вильно.

Отличительным знаком ополченцев был медный крест на головном уборе с императорским вензелем и надписью: «За Веру и Царя». Некоторые формируемые части отличались от общего состава ополчения своими мундирами и вооружением. Те же егеря Ее высочества, например. Или гусары графа Дмитриева-Мамонова, всадники эскадрона Скаржинского.

За качеством и комплектацией снаряжения ратников тщательно следили. Все, в том числе вооружение, зависело от зажиточности населения той или иной губернии. Поэтому говорить о единообразии именно оружия мы не можем. Например, Московское и Казанское ополчения были снабжены большим количеством огнестрельного оружия, а Владимирское и Тверское, за исключением егерей, в основном имели пики с ружейным прикладом, топоры, старые образцы холодного оружия из местных арсеналов.

Всего в трех округах из 16 губерний было собрано без малого 195 тысяч ополченцев, а для их снаряжения народ пожертвовал около 100 миллионов рублей.

На фоне тектонических перемен европейской политики

– И если мы говорим о движении добровольцев в целом, какие страницы истории того периода остались нераскрытыми?

– За грохотом сражений и пороховым дымом незаслуженно забытыми являются скромные и малозаметные на фоне тектонических перемен европейской политики свершения простого народа, одетого в ополченческие мундиры. Эта тема недостаточно раскрыта в отечественной, не говоря уже об иностранной историографии и ждет своего исследователя. Именно сейчас, когда наша Родина вновь противостоит коллективному натиску очередного сборища двунадесяти языков, популяризация темы ополчения и добровольчества, самопожертвования предельно важна для воспитания молодежи.

Тут можно было бы порассуждать над чаяниями мiра, общества, глубинного народа, его побудительными мотивами. Это большой философский разговор. Ополчения русских княжеств Средневековья, Смутного времени, Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны через поколения являются ориентиром и примером для всех нас.

Впервые эту тему поднял А.Н. Вихров в предложении создать Музей ополчения. Я и мои товарищи-реконструкторы полностью за! Вы знаете, что наш выставочный проект «1812. Сила народная» был осуществлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Вот бы в сотрудничестве с ним и продолжить эту важную патриотическую тему.

– Спасибо за очень интересную беседу. И традиционный вопрос о планах. Что планируете в ближайшем будущем?

– Планов, как всегда, громадье. Закончить работу над мемуарами Нуаро и издать их. Принять участие в создании ряда музейных и выставочных экспозиций. Проиллюстрировать несколько книг. Продолжать реализовывать себя в архитектуре. В последние пару-тройку лет время как-то сжалось, что ли, одномоментно делаются по нескольку проектов. Бороться и искать, найти и не сдаваться!

Беседовала Нина МЕТЛИНА
Фото Татьяны Лищенко, Нины Метлиной и из архива Алексея Темникова

Первая – без подписи!!!

Алексей Темников – известный реконструктор

На презентации выставки в Москве вместе с Александром Вихровым

Открытие выставки «1812. Сила народная» в Твери. Александр Вихров у витрины, посвященной народному ополчению


Тверской ополченский крест. 1801 -– 1825 гг.


Письма великой княгини Екатерины Павловны. Тверское издание 1888 г.

Алексей Темников проводит мастер-класс для учеников тверской школы №29

Авторская экскурсия по залам выставки для ребят тверской гимназии №6

Иллюстрации Алексея Темникова к книжке-раскраске, которая вышла в свет при поддержке Фонда гуманитарных инициатив «Для мира и блага»

Алексей Темников в Тверском краеведческом музее вместе с Еленой Вартановой (ТГОМ) и Вячеславом и Ниной Метлиными (журнал «Реноме»)

Адрес редакции: 170100, Тверь, Вагжановский пер., д. 9 офис 311
Тел./факс: (4822) 57-00-70, тел./факс: (4822) 41-95-18
Мы в соц сетях:
Яндекс.Метрика