Подписаться на рассылку

Вы можете подписаться на нашу рассылку, заполнив необходимые поля снизу. Будьте в курсе всех новых мероприятий и новостей.

ТЕАТР ДЛЯ ВСЕХ ПОКОЛЕНИЙ

Театр юного зрителя – уникальное явление в мировом театральном искусстве, и для нас очень важно, что первый в мире детский театр открылся в России, в Москве в 1918 году. Вслед за Москвой и Петербургом театры юного зрителя активно стали открываться по всей России…

«Нам некуда повесить стенгазету!»

В 1932 году в Калинин приехала группа молодых артистов во главе с режиссером Николаем Сергеевичем Градовским, и премьерой спектакля «Фриц Бауэр» открылся Калининский театр юного зрителя! В Тверском центре документации новой и новейшей истории сохранился интересный документ: отчет о работе театров за 1934 год, к которому прикреплено обращение коллектива Калининского ТЮЗа в Горком: «Нашему театру не дают жить и не хоронят. У нас нет своего помещения, а вы постоянно выдвигаете нам невыполнимые требования. На ваш вопрос, почему у нас нет стенгазеты, отвечаем просто: потому что у нас даже нет стен, куда ее можно было бы повесить!»
Несмотря на такое сложное положение, театр продолжал работать. Осенью, зимой и весной спектакли демонстрировались каждый день в разных домах культуры по договоренности с предприятиями, за которыми эти дома культуры были закреплены. Для лета коллектив театра готовил специальную программу, с которой работал на эстраде Городского сада. В месяц Калининский ТЮЗ давал 24 спектакля, которые посещали 6000 зрителей.
В 1935 году театр наконец-то обрел свой дом, который располагался в здании бывшей церкви Знамения Божией Матери (сейчас там находится Тверская областная универсальная научная библиотека им. А. М. Горького), а в 1937 году художественным руководителем стал 24-летний артист труппы Юрий Петрович Киселев.

В самом конце 30-х годов советское руководство приняло решение провести Первый Всесоюзный смотр театров юного зрителя. В число лучших попали пять московских театров, два ленинградских и десять областных, в числе которых оказался и Калининский. Его спектакли имели оглушительный успех на кремлевской сцене.

Труппа была готова к новым репетициям, Юрий Петрович Киселев был полон сил и творческой энергии, зрители с нетерпением ждали каждую постановку, но… 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Наш театр, как и большинство театров юного зрителя нашей страны, постигла печальная участь – он был закрыт. Калинин остался без своего детского театра на целых девятнадцать лет.
В начале октября 1960 года местная пресса стала пестреть заголовками: «Замечательный подарок юношеству», «Восставший из пепла», «С днем рождения». Все эти статьи были посвящены торжественному открытию 1 октября 1960 года Театра юного зрителя. У театра появилось новое здание, в котором он находится по сегодняшний день:


Учить не только на сказках

Главным режиссером театра был назначен Николай Яковлевич Маршак, родной брат всем известного детского писателя Самуила Маршака. Первым спектаклем возрожденного театра была «Снежная королева» Е. Шварца. Затем Николай Яковлевич ставит «Страницы жизни» В. Розова, «Ноль по поведению» В. Стоенеску, «Всадник без головы» Майн Рида, «Хижину дяди Тома» Г. Бичер-Стоу, «Сказку о сказках» А. Зака и И. Кузнецова, «Город на заре» А. Арбузова. Все вроде бы складывается хорошо, жизнь театра набирает обороты, зрительская любовь к новому театру растет с каждым новым спектаклем. Но вот в 1961 году выходит статья в журнале «Театр» под названием: «Молодым – новое!». Автор довольно резко высказывается о курсе театра, говорит о том, что Н.Я. Маршак всё сказки ставит, а нужно ставить современные пьесы, что нельзя воспитывать подрастающее поколение только на сказках. В конце 1961 года Николай Яковлевич Маршак «ушел по собственному желанию».

Новым главным режиссером Калининского ТЮЗа стала Лидия Александровна Ящинина. Она была не просто талантливым режиссером, она была замечательным театральным ПЕДАГОГОМ!
Именно тогда, в начале 60-х, в театр пришли те артисты, благодаря которым сохранялись и сохраняются по сей день преемственность и традиции: это Мария Васильевна Бурмистрова, Константин Андрианович Крайнов, Виктор Иванович Яковлев, Дина Алексеевна Серебрякова, Борис Васильевич Свентицкий, Маргарита Петровна Миронова, Ольга Ефимовна Солодухина. В это же время в Калининский ТЮЗ пришел Виталий Кириллович Григораш, которого знали и любили не только как хорошего, талантливого артиста, но и как выдающегося фотохудожника.

В 1965 году, в январе, Калининский ТЮЗ впервые едет на гастроли в Москву, которые завершились полным триумфом! Лидия Александровна Ящинина вывела театр на новый уровень, создала хороший, крепкий репертуар, но основным делом своей жизни она выбрала театральную педагогику и в 1967 году уехала преподавать в Челябинский институт культуры.


Кончаловский, Тарковский и Мастроянни

Летом 1968 года труппа театра уже знакомилась с новым главным режиссером. 13 августа к руководству театром приступил Роман Григорьевич Виктюк. Каждый его спектакль – это событие в театральной жизни России, а может быть, и всего мира.
За его работами пристально наблюдала столичная театральная критика. После каждой премьеры обязательно появлялись рецензии в журнале «Театр», и все они давали высокую оценку работам Романа Виктюка и его труппы. На спектакль «Мы, джаз и привидения» по пьесе польского драматурга Э. Низюрского в наш театр приезжали Андрей Кончаловский и Андрей Тарковский. А на последний спектакль Романа Виктюка «Коварство и любовь» Шиллера приходил Марчелло Мастроянни, который в это время снимался в фильме «Подсолнухи», съемки которого проходили недалеко от Твери, и великий итальянский актер был крайне удивлен, так как не ожидал увидеть в русской глубинке спектакль европейского уровня.
Но несмотря на то, что все постановки Виктюка пользовались успехом, в труппе у него были противники, потому что он ставил творческие задачи, требовавшие умения работать по новым технологиям. Нужна была полная самоотдача. Некоторых это напрягало. В итоге 6 марта 1970 года Роман Григорьевич Виктюк был уволен по собственному желанию. Он уехал из Твери, чтобы возглавить Вильнюсский театр, а Калининский ТЮЗ ждал назначения нового творческого руководителя.

Главным режиссером в театр пришел Виктор Петрович Антонов. Своей основной задачей на посту творческого руководителя Калининского театра юного зрителя он считал то, что нужно «жить проблемами детства». При Викторе Антонове театр вел углубленную работу по изучению своих зрителей, их интересов, вкусов, запросов. Большую помощь в этой работе оказывали преподаватели школ и вузов, часто проводились творческие встречи актеров со студентами, школьниками, молодыми рабочими. Следствием вышеописанной работы стало появление в репертуаре таких спектаклей, как «Недоросль» Д. Фонвизина, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, «А зори здесь тихие…» Б. Васильева, «В добрый час» В. Розова. Юные зрители с восторгом по нескольку раз пересматривали «Пеппи Длинныйчулок» А. Линдгрен, «Тимми – ровесник мамонта» И. Ольшанского, «Сокровище Бразилии» М. Машаду, «Сапожник и принцесса» Г. Сапгир и Г. Цыферова, «Аленький цветочек» Л. Браусевич, И. Карнауховой. Виктор Петрович Антонов проработал в Тверском ТЮЗе почти шесть лет.

В 1976 году пост главного режиссера занял Вячеслав Дмитриевич Еременко, выпускник театрально-декорационного факультета Казанского художественного училища и режиссерского факультета Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Он поставил всего лишь один спектакль – «Неравный бой» В. Розова, остальной репертуар театра формировал Эмиль Михайлович Херсонский, который на протяжении нескольких лет занимал должность очередного режиссера. Его спектакли были крепко сбиты и хорошо сработаны, пользовались популярностью у публики, но, так и не дождавшись решения своего жилищного вопроса и не получив назначения на пост главного режиссера, он уехал, а его спектакли шли еще много лет. Вячеслав Еременко ушел из театра в 1977 году.

Следующим главрежем Калининского ТЮЗа стал Владимир Александрович Хлёстов. В своих постановках он пытался уйти от восприятия нашего ТЮЗа как чисто детского театра. Своим зрителем Хлёстов видел в первую очередь молодежь. В репертуаре появились спектакли «Именем земли и солнца» И. Друцэ, «Третья ракета» В. Быкова, «С весной я вернусь к тебе» А. Казанцева. Но отношения внутри театра у Владимира Хлёстова не сложились, и спустя шесть лет он был вынужден покинуть театр.

После его ухода наш театр возглавил Владимир Александрович Богатырев. Он закончил ЛГИТМиК в 1975 году, мастерскую З. Я. Корогодского. Среди его педагогов были М. Шмойлов, В.Фильштинский, Л.Додин, О.Оборина. Интеллигентный, мягкий, поклонник Эфроса, сторонник тонкой и скрупулезной работы, Владимир Богатырев поставил «Кто этот Диззи Гиллеспи» А. Соколовой, «Сашку» А. Кондратьева, «С любовью не шутят» П. Кальдерона, «Квадратуру круга» В. Катаева, «Сцены из «Капитанской дочки» А. Пушкина, «Женитьбу Бальзаминова» А. Островского. Но в силу своей мягкости он не смог совладать с талантливой, но своенравной труппой, и после череды неприятных обстоятельств Владимир Богатырев ушел из театра.

Отказаться от изжившего себя старого

С 1986 года главным режиссером театра стал Сергей Константинович Кузьмин. Его смело можно назвать «режиссером-долгожителем» нашего ТЮЗа. Бывший главный режиссер Театра юного зрителя Рязани возглавлял Калининский ТЮЗ на протяжении 10 лет. Кузьмин хотел в театре все поменять, отказаться от всего изжившего себя старого!

Настоящим взрывом стала премьера спектакля «Интердевочка» в 1989 году. Закрытые прежде темы, которые поднимались в этой постановке, вызывали бурный интерес у зрителей, но и сама режиссура спектакля была на высоком уровне. Также в период Кузьмина в театре открывается малая сцена, где в 1991 году итальянский режиссер Франко Пассаторе ставит «Стулья» Э. Ионеско. Это был абсолютно новаторский спектакль, не похожий ни на что когда-либо игравшееся на тверской сцене, но жизнь спектакля оказалась недолгой. После десятого представления он был снят, а вместе с ним не стало и малой сцены. Сергей Кузьмин активно занимался пополнением труппы, за один только сезон 1986-87 года в театр пришли десять молодых актеров, и половину труппы стала составлять молодежь до тридцати лет!

Но несмотря на все хорошее, что сделал для театра Сергей Константинович, в начале 90-х труппа начала терять веру в своего главного режиссера, в спектаклях уже не было той новизны, той созвучности современности. А труппа хотела работать! И именно в этот момент в Калининский ТЮЗ пришла Лариса Олеговна Лелянова.

Театральный манифест

Ее первым спектаклем на сцене нашего театра стала постановка «Она в отсутствии любви и смерти» Э. Радзинского. Лариса Олеговна сразу же заявила о себе как о талантливом режиссере, обладающим неповторимым, узнаваемым творческим подчерком! Она стала в театре очередным режиссером.

В 1997 году Лариса Лелянова приступила к постановке спектакля «Самоубийца» Н. Эрдмана. Эта постановка – своего рода театральный манифест, который объявила Лелянова. Ряд восторженных рецензий, очередь в кассу за билетами на «Самоубийцу», неподдельный интерес коллег – все это говорило том, что творческое лицо театра определяет Лелянова, и все вроде бы шло к тому, чтобы она заняла должность главного режиссера.
Но в силу обстоятельств, понятных только дирекции театра, на эту должность был назначен другой человек. Лариса Олеговна была ошарашена таким поворотом событий, и единственным выходом для себя на тот момент она видела уход из театра. Реакция на ее заявление об уходе от труппы не заставила себя ждать. Артисты видели в ней своего творческого лидера, благодаря ее ярким постановкам, они вновь поверили в свой театр, в свой успех! Они не могли потерять режиссера, который дышал с ними в унисон, и пошли на беспрецедентный для провинциального театра шаг – объявили дирекции театра голодовку. Дирекция капитулировала под натиском труппы, и Лариса Олеговна осталась в театре.

Леляновский период для Калининского ТЮЗа можно назвать одним из самых успешных. Практически все постановки становились важными событиями в театральной жизни города. Вот она, плеяда этих замечательных спектаклей: «Русалочка» по мотивам сказки Г.Х. Андерсена, «Преступление и наказание» по мотивам романа Ф.М. Достоевского, «Кабала святош» М. Булгакова, «Всё о’кей!» М. Бартенева, «Трехгрошовая опера» Б. Брехта, «Свои люди – сочтемся» А. Островского. Могла ли в момент создания всех этих спектаклей Лариса Олеговна подумать, что когда-нибудь труппа отвернется от нее и ей придется уйти… Наверное, тогда она этого и представить не могла, но так случилось! В 2005 году в результате взаимных претензий и непонимания Лариса Лелянова ушла из нашего театра.

Потом в ее творческой биографии были Томск, Ростов. Ее последним спектаклем стал спектакль «Васса Железнова» М. Горького, который она поставила на сцене Лысьвенского драматического театра. Там у Ларисы Олеговны случился инсульт, и 13 марта 2011 г. Она скончалась. Прощание с режиссером проходило в фойе Тверского ТЮЗа.


Этапы творческого взлета

Уход Ларисы Леляновой из театра крайне негативно сказался на творческой жизни. Ведь лицо театра составляет его творческий лидер, а такого в театре не было. Напряженная атмосфера, сложившаяся внутри коллектива и вокруг него, практически парализовала работу. Нужен был человек, способный переломить эту ситуацию. В 2005 году на должность директора театра пришел Александр Витальевич Бахарев. В тот момент он выступил в роли антикризисного управляющего. Это человек – абсолютный перфекционист, который не только требует качественного исполнения своих обязанностей от сотрудников, но и, в первую очередь, очень требователен к себе. Погрузившись в суть проблематики театра, буквально в первые дни своего руководства, он переломил ситуацию, и театр начал возвращаться к полноценной творческой жизни.
Главным режиссером был назначен Вячеслав Борисович Лымарев, однокурсник Ларисы Олеговны Леляновой, который достаточно долгое время проработал в нашем театре очередным режиссером. Первым его спектаклем в качестве главного режиссера стала «Поллианна» Э. Портер. Замечательный актерский ансамбль, прекрасное исполнение заслуженной артисткой РФ Ольгой Лепоринской роли Поллианны сделали этот спектакль визитной карточкой театра на несколько лет. Затем были постановки «Электра» Ж. Жироду, «На дне» М. Горького. Осенью 2007 года со спектаклями « На дне», «Прыгучий мышонок» И. Иванова, «Клочки по закоулочкам» Г. Остера Тверской ТЮЗ выехал с гастролями в Финляндию, где мы были удостоены чести закрывать год России в этой стране.

13 октября 2007 года в творческой жизни Тверского ТЮЗа произошло очень важное событие – состоялась премьера спектакля «Забыть Герострата!» Г. Горина в постановке заслуженного артиста РФ, художественного руководителя Ульяновского ТЮЗа Эдуарда Терехова. Необычные декорации в виде висящих в воздухе полупрозрачных конструкций, олицетворяющих зыбкость нашего мира, автором которых стал заслуженный артист РФ Александр Евдокимов, стильное музыкальное оформление, яркие актерские работы – это был настоящий творческий взрыв в театральной среде нашего города.
И с этого момента, несмотря ни на что, невзирая на смену главных режиссеров, наш театр идет только вперед, осваивая новые сценические формы, современную драматургию. Театр является старейшим членом Международной организации театров для детей и молодежи АССИТЕЖ. Поддерживается активное сотрудничество с фестивалями театрального искусства для детей и молодежи.
В 2010 году главным режиссером театра стал заслуженный артист РФ Адгур Михайлович Кове. Его постановки «О мышах и людях» Дж. Стейнбека, «Метеор» Ф. Дюрренматта позволили театру участвовать во многих театральных фестивалях, а актерские работы нашей труппы были отмечены критикой на самом высоком уровне. По приглашению Адгура Михайловича на постановку в театр был приглашен Роман Феодори, один из ведущих представителей молодой режиссуры, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска»...

(ТЕКСТ ПЕЧАТАЕТСЯ ЗДЕСЬ В СОКРАЩЕНИИ ИЗ-ЗА ТРЕБОВАНИЙ СОЦСЕТИ. ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ - В ВЫПУСКЕ ЖУРНАЛА)
https://vk.com/tuz_tver

Фото Татьяны ЛИЩЕНКО и из архива театра

Адрес редакции: 170100, Тверь, Вагжановский пер., д. 9 офис 311
Тел./факс: (4822) 57-00-70, тел./факс: (4822) 41-95-18
Мы в соц сетях:
Яндекс.Метрика