Подписаться на рассылку

Вы можете подписаться на нашу рассылку, заполнив необходимые поля снизу. Будьте в курсе всех новых мероприятий и новостей.

ВЛЮБЛЕННЫЙ В ТУ ЭПОХУ

Куратор выставки «1812. Сила народная», известный архитектор-реставратор, художник, баталист, ипполог, реконструктор, консультант по военной форме и снаряжению, а также обладатель энциклопедических знаний по истории Алексей ТЕМНИКОВ – в гостях у журнала «Реноме»!

210 лет тому назад!

Н.М. и В.М.: Алексей, знаем вас как очень разностороннего человека, талантливого художника. Но сегодня в первую очередь мы беседуем с вами, как с куратором выставки, которая проходит в Тверском государственном объединенном музее (при поддержке Президентского фонда культурных инициатив), и наши основные вопросы касаются тематики этой уникальнейшей экспозиции. Итак, если бы вам была представлена возможность перенестись на 210 лет назад, то вы, как человек, влюбленный в ту эпоху, в каком месте предпочли бы оказаться?

А.Т.: Наверное, во время боя во ржи, когда столкнулись массы французской и русской тяжелой кавалерии. Это ожесточенная и кровопролитная схватка, одно из самых крупных кавалерийских сражений в мире, после которой враг был отброшен назад. Что касается меня, то я с 1982 года скачу во всевозможных атаках по полям былых сражений и представляю себе, как это происходило, ощущаю уровень адреналина, который зашкаливает, и, невзирая на то, что игрушки у нас потешные, мне очень близко то ощущение, которое мог испытывать кавалерист тех времен. Реконструкторы пытаются жить той жизнью, имитировать дух той эпохи, максимально приближаясь к ней. Если у вас будет желание посетить Бородинское поле, то вы увидите так называемые «белые лагеря», в которых скрупулезно реконструирован быт XIX века. У нас запрещено использовать современные предметы, в том числе мобильные телефоны; посуда – только глиняная, фарфоровая или металлическая; одежда историческая; курим лишь из трубок и даже пытаемся использовать продукты и рецепты. Но это к слову. Поэтому возвращаясь к вашему вопросу, хотелось бы оказаться, конечно, во время Бородинского сражения. Это генеральная битва и кульминация всей войны. Настроение у всех участников события приподнятое, все едут как на парад, потому что и полагалось надевать парадную форму, все молятся перед боем, исход которого нам известен.

О тайнах Бородина

Н.М.: 7 и 8 сентября будет отмечаться юбилейная дата, посвященная Бородину. Хотим задать вопрос вам, как человеку, посвященному в тайны того времени. Все мы понимаем, что за кадром осталось много чего неизвестного и нерастиражированного о войне, о которой многие судят лишь по учебникам. Расскажите о каком-нибудь моменте, о котором мы не знаем или о котором не принято говорить.

А.Т.: Знаете, как говорят, Россия – это страна с непредсказуемым прошлым (улыбается). Вот, например, один из эпизодов, который не особо освещался в советское время, так как в период Варшавского договора нежелательно было поднимать этот вопрос. Касается он участия польских войск в войне 1812 года. Например, незадолго до вторжения в пределы России был создан 14-бис кирасирский полк Великого Герцогства Варшавского, и он принимал участие в сражениях. Учитывая всегдашнюю«любовь» поляков к русским, их предупредили, чтобы они не ввязывались в индивидуальные сражения. Кирасиры должны были наступать плотным строем, не рассыпаясь, как танк, проламывая строй пехоты. И вот перед деревней Семеновское полякам была доверена честь начать атаку. Поляки кинулись вперед, спустились в долину ручья, чтобы, выскочив с другой стороны, обрушиться на каре гвардейских полков русской пехоты. Но внизу на пути кирасирского строя оказались егеря, которые в рассыпном строю обстреливали французов. Моментально забыв все приказы командования, польские кирасиры рассыпали строй и стали гоняться вдоль ручья за юркими, ловкими пехотинцами. В результате поляки завязли в этом ручье и сорвали атакующий порыв всего корпуса, что вызвало крайнее недовольство командующего этим соединением Латур-Мобура. Он немедленно отдал приказ генералу Монбрену во главе 4-го резервного кавалерийского корпуса взять батарею Раевского. Как только адъютант передает приказ, Монбрену отрывает голову русское ядро. Наполеон лично поручает возглавить корпус младшему брату обер-шталмейстера двора Армана де Коленкура, Огюсту. Тот говорит: «Я вернусь либо живым, либо мертвым», скачет вперед, врывается во главе своих кавалеристов на батарею и погибает.

На протяжении двух столетий существовало три версии этой атаки – Официальная, отраженная в Бюллетене Великой армии, французская и саксонская. Во всех них смерть Огюста Коленкура приписывалась действию русской артиллерии. Либо ядро, либо картечь. А на самом деле было вот как…Два года назад на батарее Раевского в результате раскопок был найден фрачный знак очень редкого ордена. И такой знак среди генералов, атаковавших редут, мог быть только у Огюста Коленкура. Находка имеет повреждение от пули. По результатам баллистической экспертизы установлено, что выстрел был сделан слева от всадника и снизу, с колена. Таким образом установлено, что генерал погиб от руки русского пехотинца. Одной загадкой Бородинского сражения стало меньше. Таких событий довольно много, надеюсь провести в рамках выставки встречу с любителями истории и вживую поделиться знаниями

В.М.: Хотел уточнить еще один интересный факт. Правда, что казаки, когда маршал Наполеона Мюрат шел в атаку, не стреляли в него?

А.Т.: Действительно так! Он был шоуменом в своем роде, неким Киркоровым того периода. С нашей стороны был точно такой же генерал Милорадович, который погиб от пули декабриста Каховского в 1825 году. Федор Глинка писал: «Французы называли его русским Баярдом; у нас, за удальство, немного щеголеватое, сравнивали с французским Мюратом». Так вот в Мюрата казаки не стреляли, потому что он был великолепным наездником и всегда носил театральные наряды. Во время Бородинского сражения скакал в шапке польского типа со страусиными перьями, в ярко-желтых сапогах, а его жеребец была покрыт тигровой шкурой. Великолепный наездник нравился удалью казакам, но не только этим. Мюрат часто подъезжал к нашему арьергарду, заговаривал с ним и любил делать красивые, пафосные жесты. Например, дарил казакам часы, что вызывало у последних живейший восторг. Или раздавал золотые наполеондоры. Так как часы и золотые у него быстро кончались, он взял в привычку одалживать их у адъютантов с обещанием вернуть, и тут же забывал о данном слове. Адъютантам это, понятное дело, сильно не нравилось.

Шапки для устрашения и корабль с горшками

Н.М.: Да, сколько удивительного в истории! Алексей, а вы ведь являетесь и консультантом по наполеонике. О каких ваших недавних работах расскажете нам?

А.Т.: Например, последняя опера композитора Алексея Рыбникова «Князь Андрей» по мотивам «Войны и мира». Еще фильм «Союз Спасения» режиссера Андрея Кравчука, о восстании декабристов. В нем мы с моими товарищами по увлечению были консультантами и по костюмам, и по тактике боя. Массовка состояла из солдат срочной службы, которые не понимали, как носить ту одежду и как держать оружие. Приходилось на ходу все объяснять. В итоге получилось весьма достойно.
Буквально в этом году вышел на экраны полнометражный мультфильм «Суворов. Великое путешествие» художника Юрия Чайки-Пронина. Попал туда в тот момент, когда начинали делать образы, и – вовремя. Было наделано немало ошибок, исправили.

Н.М.: Да, вы уникальный человек. А давайте вернемся в нашу экспозицию, ради которой мы все и собрались. Насколько мы понимаем, в ней есть экспонаты, которые имеют к вам непосредственное отношение, – та же форма из вашей коллекции и не только: походный фонарь и походный столовый набор.

А.Т.: Эта форма конного гренадера французской гвардии – современная реплика. Почему меховая шапка? Давняя традиция. Чем выше ты кажешься противнику, тем для него страшнее. Кстати, меховая шапка по стандарту должна быть 27 сантиметров, но все нарушали – шили больше: 35 и 40 сантиметров. Понимаете, народ был низкорослым. Тот же Наполеон ростом всего 169 сантиметров. Однако по тем временам он казался очень высоким мужчиной. Потому что, допустим, адмирал лорд Нельсон, его современник, был высотой всего 162 сантиметра. Средний рост гусара французской армии – 156. А средний рост кирасира в Русской армии – не менее 183 см.
Отмечу, что в России самые лучшие мастера, которые занимаются репликами, и шьют все на руках, в соответствии со стандартами того времени. Здесь выставлена шапка, но не выставлено мое конское снаряжение. Могу сказать, что подобного снаряжения ни у кого в мире больше нет!

Н.М.: Вы вместе с главным организатором выставки, профессором, коллекционером Александром Вихровым принимали участие в составлении экспозиции. Есть здесь такие предметы, которые будоражат ваше воображение?

А.Т.: Для меня лично было очень интересно видеть воочию ночную вазу с бюстом Наполеона. Там совершенно дикая история, о которой хотелось бы рассказать читателям. Итак, 1805 год. Франция – уже враг России. И наши купцы, чтобы потрафить чувствам вышестоящего начальства, решили заказать в Англии фаянсовые горшки с фигуркой Наполеона внутри. Смысл понятен – нагадить на врага и ментально победить его. Их изготовили аккурат к 1807 году, Тильзитскому миру, когда политический вектор сменился, а Наполеон назвал Александра I братом. В это время из Англии приходит корабль с горшками, которые выгрузили на таможню. И там благополучно их и оставили до конца XIX века. При Николае II их обнаружили и отправили назад в Англию, причем по пути судно пошло ко дну. Таких ночных ваз осталось немного. А то, что мы видим, – современная копия, изготовленная на Конаковском фаянсовом заводе.

Оружие для ополчения

Н.М.: На выставке представлены и раритеты из собрания самого тверского музея. Что из них вас впечатлило?

А.Т.: Безусловно, образцы гражданского оружия, которое могло употребляться ополчением, и, скорее всего, так и было. Казенные заводы работали тогда в Туле, на Урале, а в Москве, Нижнем Новгороде, Владимире и других городах находились арсеналы. Да, оружия на всех не хватало, и создаваемые ополченские отряды выходили в поход с пиками, топорами и небольшим количеством огнестрела. У кавалеристов было по два пистолета, поэтому один из них было велено отдать в ополчение. То же самое касалось кавалерийских мушкетов и штуцеров. Потом уже оружие, конечно, набиралось из трофеев. Поэтому то, что представлено в экспозиции, уникально.

Но самое удивительное, что я здесь увидел, – духовое ружье. Оно разрабатывалось как перспективное оружие, чтобы можно было минимизировать затраты на сам выстрел. Но подготовка к выстрелу требовала значительного количества времени, в итоге от этой идеи отказались. Поэтому духовое ружье – совершенно потрясающий экспонат!

В.М.: До открытия экспозиции мне довелось подержать в руках сабли и ружья, и я представил, как было нелегко воевать в то время. Сразу вспоминается: «Да, были люди в наше время – богатыри, не вы!»

А.Т.: Солдаты той эпохи были по конституции как мы с вами – крепкие, но поджарые и жилистые. «Победу решают ноги», – говорил Наполеон. Это применимо и к Русской армии. Пехотинцы совершали фантастические марш-броски, иногда многие километры просто бегом, чтобы успеть на поле чести. Да, и у наших ребят, и у французов в ранцах всегда лежали две пары запасных подметок. Ботинки быстро изнашивались, верх ботинка к подметке пришивался через край суровой вощеной ниткой, она истиралась. Поэтому часто приходилось заниматься ремонтом. И если у французов для этого были маркитанты, то у нас внутри каждой роты или взвода был свой мастер-сапожник, свой оружейник. Вот такие реалии…

Никаких контрибуций!

Н.М.: Впереди празднества, посвященные славному 210-летнему юбилею Бородинского сражения, которое повернуло вспять весь ход войны 1812 года. Давайте завершим нашу беседу на патриотической ноте…

А.Т.: Все мы понимаем, что Отечественная война 1812 года стала неким рубежом, после которого роль нашей страны в европейской политике резко выросла и ее дальнейшее историческое развитие пошло по новому пути. А о подъеме патриотических чувств и самосознания нашего народа я уже не говорю! Знаете, когда русские триумфально вступили в Париж, то провозгласили: «За зло Москвы – добром Парижу!» Они и пришли в этот город с миром, как повелел Александр I. И когда в 1814-1815 гг. был Венский конгресс, все страны собирали контрибуции, и лишь мы отказалась их брать, мотивируя словами: «Мы воевали не за деньги, а за идею, православие и победу». В этом вся Россия. И сейчас, в условиях глобальных геополитических событий, мы победим, как и всегда!

Беседовали Нина и Вячеслав МЕТЛИНЫ
Фото Татьяны ЛИЩЕНКО и из архива Алексея Темникова

Адрес редакции: 170100, Тверь, Вагжановский пер., д. 9 офис 311
Тел./факс: (4822) 57-00-70, тел./факс: (4822) 41-95-18
Мы в соц сетях:
Яндекс.Метрика