РИММА БЫБИНА: Лоскутный стиль - матрица нашей истории, кладезь традиций и воспоминаний
Лоскутное шитье стало настолько популярно во всем мире, что социальные сети объединяют сотни тысяч увлеченных людей, а фестивали лоскутного шитья собирают так много участников и зрителей, что становятся привлекательными для событийного туризма. Именно лоскутное шитье, как нить времени, соединяет прошлое и настоящее и становится темой креативной индустрии, на развитие которой нацелены государственные программы нашей страны.
Впервые в России, в самом центре Москвы, в Гостином дворе с 22 июля по 1 августа 2021 пройдет уникальное событие - Международный фестиваль лоскутного шитья «Душа России». Календарь десяти дней очень насыщенный: фотоссесия участников с их работами, арт-проект «ЛОСКУТНОЕ ПОЛЕ МИРА» - работы метр на метр будут выложены в шахматном порядке и по этому полю можно будет гулять и изучать лоскутные панно мастеров со всего мира.
Показ мод состоится на главной площадке фестиваля, в Гостином Дворе. Будут продемонстрированы коллекции одежды в стиле пэчворк. Старая бабушкина техника, построенная на сочетаниях разных фактур и оттенков тканей, стала модным трендом 2021года.
Тема лоскутного шитья будет представлена на площадке Гостиного Двора в 13 тысяч квадратных метров мастерами из Якутии, Сахалина, Перми, Екатеринбурга, Сысерти, Уфы, Кирова, Казани, Архангельска, Санкт-Петербурга, Москвы….
Также уже прислали свои заявки мастера из Кореи и Японии. В программе фестиваля будут и концерты, и творческие встречи, и диспуты, и арт-проекты, и показ моды в лоскутном стиле.
В преддверии этого события мы беседуем с создателем фестиваля и руководителем Ассоциации мастеров лоскутного шитья России Риммой БЫБИНОЙ…
Все лучшее уже создано
– В СССР была мощная текстильная индустрия, которая развалилась и практически умерла. Ткачихи были одной из самых популярных профессий для девушек, которые приезжали из деревни в город. И отрезы ткани были для них символом счастья. Согласны с этим?
– Конечно. Если вы помните своих бабушек-прабабушек, у многих из них был платяной шкафчик, и там на полочках лежали отрезы ткани. Отрезы ткани дарили на день рождения, на юбилей. Их собирали годами, берегли. Это был главный подарок женщине в советское время.
Я вспоминаю, как лет 10–15 я познакомилась с модельером Ульяной Сергиенко. Для своей новой коллекции она искала ткани с мелким рисунком. Помню, как ее помощница показывала мне фотографии бабушки в платочке, в платье с воротничком, а рисунок на платье – мелкие розочки. И я думаю, что успех коллекции Сергиенко был в правильном пути поиска. Для своей новой коллекции она искала ткани – цветы в мелкий рисунок. Знаете, все лучшее уже создано, и время, как сито, отфильтровало все лишнее. Сейчас эти рисунки с «мелькашкой» – самые востребованные, а ведь они идут из старины.
Больше всего в старые времена печатали ткани с мелким рисунком, мелкие розочки, цветочки. Ее так и называли – мелькашка. В конце 70-х рисунок в основном стал крупным. Это объяснялось только тем, что художникам стали платить за его погонный метр. Чем крупнее элемент, тем быстрее рисовал художник, тем больше он зарабатывал.
В экспедицию за лоскутами
– А давайте поговорим об истории российских ситцев. Когда и с чего все началось?
– История рисунка российских ситцев начиналась с восточных орнаментов – «турецких огурцов» и «бобов». Чем более пестрым, многоцветным был рисунок, тем дороже стоила ткань. Ручная набойка была дорогой и трудоемкой, набивные ткани и в интерьере, и в одежде использовали по преимуществу в богатых домах.
Машинная набойка впервые в России появилась на фабрике Спиридонова близ Иванова только в 1828 году. И только через 20 лет на фабриках стали использовать перротины, позволявшие осуществлять печать в несколько красок. Вот тогда-то ситцы стали появляться в крестьянских избах. Самыми модными были яркие «крестьянские» дешевые ситцы с синим фоном. В моей коллекции старинных тканей много лоскутов именно таких – «лазоревых», с мелким рисунком. Сейчас, кстати, этот цвет и рисунок стали ультрамодными.
И в старину необходимо было постоянно обновлять ассортимент тканей и быстро реагировать на смену вкусов, создавать новые рисунки и расцветки. Практически каждое производство в XIX веке имело своих дессинаторов — рисовальщиков и колористов. На Трехгорной мануфактуре Прохоровых в Москве, например, в начале XX века создавалось ежегодно около 800 новых рисунков и орнаментов. В 1860-е годы другой фабрикант Зубков представил первые ивановские ситцы с рисунком в виде мелких цветочков — «мильфлёр».
– А после революции стали модными ткани, которые вошли в историю под названием «агитационные ситцы, – рисунки с изображением серпа и молота, трактора и звезд.
– Да, но покупались они плохо. А «цветочки» по-прежнему пользовались гораздо большей популярностью, чем геометрические орнаменты революции.
Еще 15 лет назад в поисках тканей в мелкий цветочек я объездила много российских фабрик, а тканей таких, с «мелькашкой», не могла найти. Я видела эти лоскуты с мелким рисунком во многих краеведческих музеях, которые хранили старинные коллекции тканей. В Москве, в Текстильном институте имени Косыгина, собрана уникальная коллекция российских тканей.
Знаменитый ивановский фабрикант Дмитрий Бурылин коллекционировал старинные набивные ткани. В 1914 году в Иванове он открыл Музей промышленности и искусства. Коллекции именно этого музея составляют сегодня основу Музея ситца и Ивановского художественного музея.
И можно ничего не придумывать, а просто копировать рисунки 100-летней, 200-летней давности – они все актуальны и прекрасны и сейчас.
Я увлекаюсь коллекционированием старинной ткани. Находила кусочки, лоскуты в экспедициях по Архангельской, Вологодской областям.
На основе старых, найденных в экспедициях лоскутах я воссоздала коллекцию русских тканей, но не смогла найти в России фабрику, которая бы заинтересовалась производством этих тканей. Я напечатала эту коллекцию реплик старинных тканей в Америке.
Много лет занимаюсь лоскутным творчеством и знаю многих мастериц, которые шьют только из старых лоскутов, они разыскивают их на аукционах, в поездках по городам и деревням. Разглядываешь произведения, созданные их руками, и возникают ассоциации из детства– это лоскутик, похожий на халат моей бабушки, а этот–на платья мамы, платьишко сестры. Такая вот ассоциативная память о разных периодах жизни.
Красный цвет – в фаворе у русских мастериц
– Можно ли назвать лоскутный русский стиль особенным?
– Я думаю, что нет строгого определения русского стиля. Бывает, смотришь на работу – и сразу говоришь, что это работа русской мастерицы, и это такое интуитивное понимание. Мы привозили нашу выставку «Душа России» в Японию, Китай, Тайвань, Мексику, Америку, Францию. И всегда и везде наши работы отличались.
– Интересно! Чем?
– Эмоциональностью, спонтанностью, непредсказуемой лоскутной фантазией. Безудержным использованием материалов. Может быть, зачастую это происходит потому, что, в отличие от мастериц из других стран, наши шьют без готовых покупных выкроек. Мастер сел – и в процессе, пока он не сделал конечный стежок, возникает «брожение» идей, фантазия мастера летит!
У наших мастеров разные профессии, этим творчеством занимаются мужчины и женщины, пожилые люди и дети. Но всех их объединяет креативность – это важная черта характера. Она может проявляться в занятиях наукой, бизнесом, торговлей, искусством. Именно лоскутное шитье – полигон для обучения креативности.
Посмотрите на тряпичных куколок! А ведь создание кукол – это психотерапия, когда ты вспоминаешь свое детство. А лоскутные картины? Оказывается, любую фотографию или художественную картину можно воспроизвести современными способами и материалами в лоскутном стиле. Есть мастера, которые выставляют у нас на выставках работы по картинам Кустодиева и Коровина.
В лоскутном искусстве– такой невероятный разнопестрый набор элементов и никто не диктует правил. Творите, соединяйте лоскуты! Добивайтесь гармонии!
Вот еще интересное наблюдение. У наших мастеров лоскутного шитья доминантный цвет– красный. Он присутствует во многих работах, такой луч яркий! А у японских мастеров, например, цвета приглушенные, как отражение их закрытого характера. А приехали они на наш фестиваль в Суздаль – и стали появляться в японских работах лоскутки красного цвета. Вот такая взаимосвязь!
Из лоскутов можно создать всечто угодно.Маленькую брошку или большое свадебное
покрывало, подарок детям, семье. Лоскутное шитье – тема безграничных возможностей. Как помните, в калейдоскопе, такая была детская игрушка– крутишь-вертишь, и там разные узоры появляются, так и в лоскутном шитье– ничего не повторяется.
Пэчворк на мировых подиумах!
– А как объяснить то, что лоскутный стиль или мода в стиле пэчворк– сейчас опять самый модный тренд одежды?
– Нужно сказать, что придуманная еще нашими бабушками техника сшивания кусочков из старых вещей сталав 60-х годах модным трендом благодаря Иву Сен-Лорану. Его платье «по мотивам» картин нидерландского художника Питера Мондриана востребована до сих пор. Новое поколение, тем кому сейчас 18–20лет,– это первое поколение, которое не помнит жизни без Интернета. Для них использование технологий –реальность. Поколение Z легко смешивает ретро-мотивы, пэчворк, гранж, кроше и яркие приметы 90-х.
Почему? Потому что это современный жизнерадостный стиль, который стал заменой доминантному черному и серому. И вот уже в коллекциях дизайнеров TomFord, Missoni, Chloe, Gucci, Dolce&Gabbana появился яркий пэчворк– лоскуты и на платьях, и на юбках, и на пальто, и даже на свитерах! Поэтому то, что мировые подиумы покоряют модели в одежде из лоскутного шитья, – вполне логично!
А вообще лоскутный стиль – это матрица нашей истории, кладезь традиций и воспоминаний! Наш Фестиваль очень важен и для поддержки творческих мастериц и предпринимательниц - особенно сейчас в условиях пандемии и изоляции людей - от которых творческие отрасли и профессии страдают больше всего. Мы благодарны руководству Гостиного двора за гостеприимство и помощь в организации фестиваля, надеемся совместными усилиями превратить этот праздник искусства в ежегодное событие. И, пользуясь случаем, приглашаю вас и читателей издания на самую крупную и интересную выставку лоскутного шитья «Душа России» в Москве: Гостиный Двор, Ильинка, 4, с 22 июля по 1 августа.
Это то, что стоит увидеть этим летом в Москве!
Беседовала Юлия ГОЛИКОВА
Фото Риммы Быбиной