Подписаться на рассылку

Вы можете подписаться на нашу рассылку, заполнив необходимые поля снизу. Будьте в курсе всех новых мероприятий и новостей.

СВЯТЫНИ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ

О Тверском Спасо-Преображенском соборе и мощах святого     благоверного князя Михаила Ярославича Тверского

В 2020  году  Тверское региональное отделение Петровской академии наук и искусств (ТОПАНИ) приступило к реализации  долгосрочной  программы «Поиск и возвращение культурных и исторических ценностей Тверской земли». Руководителем программы стала член-корреспондент ТОПАНИ Елена Радчук.

Уже в феврале 2021 года первые результаты этой большой научно-исследовательской работы были опубликованы на сайте ТОПАНИ и в         «Вестнике Петровской академии»  – «О культурных ценностях, похищенных и утраченных в период  Второй мировой войны: Калининский краеведческий музей  (Свидетельствуют архивные  документы)».

Сегодня мы выносим на суд общественности результаты нового исследования наших коллег, рассказывающие о гибели Тверского Спасо-Преображенского собора и местонахождении мощей святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского.

Тверь, Спасо-Преображенский собор и колокольня Ивана Милостивого

Мифы, легенды и «безбожная пятилетка»

В ночь с 3 на 4 апреля 1935 г. был взорван Тверской Спасо-Преображенский собор – первое каменное здание Северо-Восточной Руси, построенное после вторжения Золотой Орды. Спасом Златоверхим с любовью называли его поколения россиян, а нашу древнюю Тверь, столицу Великого княжества Тверского, – «Домом Святого Спаса».  

Здесь находились мощи первого Великого князя всея Руси Михаила Ярославича Тверского.  Здесь же были похоронены его родители – Великий князь Ярослав Ярославич и Великая княгиня Ксения Юрьевна, которых наши предки   изображали на иконах   предстоящими Иисусу Христу с Тверским  кремлем на руках. Усыпальница тверского великокняжеского дома в соборе насчитывала 12 князей и княгинь.

Это трагическое событие до сих пор окутано множеством мифов и легенд, к которым можно отнести и утверждение о том, что взрыв собора был продиктован необходимостью благоустройства города: он мешал прохождению трамвайных путей по Советской улице – центральной улице города Калинина.[1] У горожан  также бытует мнение, что уничтожение  собора на площади Революции  было проведено за одну  ночь, а на следующую  ночь была  взорвана  колокольня.

Давайте постараемся, хотя бы более 85 лет спустя, восстановить ход событий и понять, что же здесь происходило на самом деле.   Итак, 1935 год. Шла сталинская   пятилетка борьбы с религией («безбожная пятилетка»). Калининскую парторганизацию   возглавляла Анна Степановна Калыгина (с 1930 по 1935 гг.),  ткачиха, член РСДРП (б)  с 1917 г.,  участник Гражданской войны.  Считается, что именно она «благословила» взрыв собора и даже получила   почетную грамоту за благоустройство города. Ее прочили на место второго секретаря Калининской областной  партийной организации. [2]

Калининская  область  была образована Постановлением ВЦИК  от  29 января 1935 года,  почти  за два месяца  до взрыва собора, но работы по  подготовке  к его уничтожению  начались уже в конце 1934 года.[3] Очевидно, что  решение о взрыве Тверского кафедрального собора  было   принято по подчиненности – Московской областной партийной организацией (Л.М. Каганович – первый секретарь, Н.С. Хрущев – второй секретарь), то есть партийными лидерами, которые  в 1931 г.  решили судьбу Храма Христа Спасителя. Это было плановое идеологическое мероприятие. Бесспорно, что   какие-то документы   о взрыве собора могут находиться в Московском партийном архиве Института истории партии МГП и МК КПСС и Тверском центре   документации  новейшей истории. Но на многое рассчитывать не приходится, так как антирелигиозными вопросами в стране официально занимался не партаппарат, а «Союз воинствующих безбожников», который возглавлял  старый  большевик  Е.М. Ярославский.

Решение о закрытии Спасо-Преображенского  собора  было  принято  «по требованию трудящихся», именно по их требованию отправление   церковной  службы в соборе  было  запрещено.

Иконостас и рака святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского.  Фото С.М. Прокудина-Горского.  Лето, 1910 г.

Взрыв собора был осуществлен московской бригадой «Союзвзрывпрома» при участии городского хозяйства города Калинина.[5] Перед взрывом были проведены обмеры собора (15 чертежей), которые сегодня находятся в Музее архитектуры им. А.В. Щусева в Москве (архитекторы-реставраторы С.С. Чижов, Е.Б. Шереметьева, В. Ляпунова).   

Там же находятся фотографии, сделанные перед взрывом собора. На фотографиях видно, что интерьеры были полностью демонтированы. «Нет ни иконостаса, ни Царских врат, ни Михайловской раки, ни утвари»,[6] – голые стены.   Были демонтированы также крыша, купола и кресты, с них в последующем будут смывать золото.

«Как богаты Тверские храмы сравнительно с другими городами»

 Православные святыни: иконы, фрагменты фресок, книги, церковная одежда и утварь – тщательно обследовались и отбирались.  Затем составлялась ведомость.  Как нам удалось установить, в состав экспертной комиссии, проводившей опись исторических и художественных ценностей   собора,  входил сотрудник  Государственного исторического  музея  (ГИМ) Дмитрий Александрович  Крайнов  (1904  – 1998 гг.).   В дальнейшем  он сделал  блестящую карьеру и  вошел в число наиболее  известных  советских   археологов  и историков.  По свидетельству его аспиранта,   тверского  журналиста  и общественного деятеля  Георгия Васильевича Харитонова (1949 – 2009 гг.),  ученый   неоднократно  рассказывал ему о факте работы в Спасо-Преображенском  соборе.  

В настоящее время архив Д.А. Крайнова находится в фонде археологического музея Ивановского государственного университета. Он содержит дневники, фотографии, рисунки, письма.  Весьма вероятно, что там сохранились какие-то записи о событиях тех лет.

Тверской собор располагал значительными художественными и историческими ценностями. Известно, что иконы тверских храмов были богато украшены золотом, жемчугом и драгоценными камнями.  Н.Н. Овсянников указывает: «Не можем не прибавить здесь своего замечания, как богаты Тверские храмы сравнительно с другими городами. <…> В Нижнем Новгороде  иконы и в городском соборе имеют только серебряные ризы, только в ярморочном соборе имеется в алтаре золотой престол».[7] 

Интересно, что в соборе находились и картины светского живописца, профессора Строгановского художественного училища Орлова,                               повествующие о  христианском  подвиге  Великого князя.

 

По ком звонит колокол?

Колокольня Ивана Милостивого была уничтожена в конце 1934 года. Ее  не взрывали, она была разобрана  сверху по кирпичику, так как колокольня выходила на  проезжую часть Советской улицы. Она имела 3 яруса,   окончательный вид  после перестроек приобрела в середине  XVIII века.  На верхнем ярусе размещались колокола часового боя, на среднем ярусе находились главные 13 медных колоколов.

Согласно  описи  соборного имущества  1855 г.,  самый большой колокол имел вес 1000 пудов (16 тонн).  На втором колоколе имелись инициалы Петра Великого и государственный герб, он весил 500 пудов (8 тонн).  Третий называли Новым, он весил 243 пуда 7 фунтов. Четвертый весил 161 пуд и назывался Черным. Пятый был отлит при императрице Анне Иоанновне, считается, что он весил не менее 100 пудов.  Шестой имел вес 37 пудов 25 футов. Вес седьмого колокола не был обозначен, имелась только дата – 1797 год. На восьмом колоколе вес также не был показан, но, по мнению составителя описи, он был немного меньше предыдущего. Он был отлит при царе Михаиле Федоровиче. Самый маленький из них был отлит в XVI веке еще при Иване Грозном. Остальные колокола надписей и указаний на вес не имели.

На колокольне, чуть ниже купола, находились часы с четырьмя циферблатами, смотрящими  на четыре стороны света, диаметром около двух метров, цифры и стрелки часов были позолочены.  Каждые 15 минут часы издавали звон.

Колокола были сброшены на землю, часы демонтированы. Говорили, что колокола отправят за границу как лом в обмен на различного рода станки, необходимые для индустриализации страны. Судьба часов неизвестна.

Разбор завалов, образовавшихся после взрыва собора, осуществлялся вплоть до начала 1937 года.  Стены собора были построены из белых тесаных камней Старицкой каменоломни, а своды выложены красным кирпичом.  Камни от стен собора употребили на кладку цоколя ограды набережной реки Волги. Битый кирпич и мелкие камни вместе с костями –   останками похороненных в соборе[8] – пошли на засыпку съезда  от Советской улицы к плашкоутному мосту, соединявшему Городскую и Заволжскую части города. Через года полтора на месте собора разбили сквер и установили бетонную скульптуру Ленина и Сталина, сидящих на скамейке.  А в 1955 году ее заменили на памятник всесоюзному старосте М.И. Калинину.

 

Версия Георгия Харитонова

Наиболее болезненным для тверичей оказалась утрата мощей Великого князя Михаила Ярославича Тверского. Их поиск начался с самого начала перестройки, когда были сняты идеологические запреты на религию, и продолжается по сей день.

В наше очень непростое время люди видят в подвиге этого средневекового    правителя, отдавшего жизнь за «други своя», антитезу  погоне за деньгами, хищничеству, подлости и предательству, нравственную опору в  стремлении  к добру, милосердию, Божественной любви и справедливости.

Кусочек мощей Великого князя есть в иконе Казанской Богоматери в храме  Александра Невского на Привокзальной площади;  в 2017 году ковчежек со значительным  фрагментом мощей  Михаила Ярославича Тверского  был передан городу из храма Петра и Павла в Лефортово. Но собственно  мощи до сих пор не обнаружены.

Многие краеведы и общественные деятели Твери надеются, что в 30-е годы мощи были спрятаны верующими. Однако необходимо отметить сложность  этого времени,  массовые политические репрессии: маловероятно, что кто-то из клира или прихожан  осмелился  похитить  мощи или раку весом в 30 кг.  Какую-то церковную утварь или иконы, бесспорно, могли забрать.  Однако  и такие действия были очень опасны, так как расценивались как  контрреволюционная деятельность (укрытие церковных ценностей) – ст. 58 УК РСФСР.  

По мнению ряда краеведов, рака Михаила Тверского после взрыва собора попала  в областной краеведческий музей и в 90-е годы была передана  Тверской епархии, а мощи были утрачены в годы Великой  Отечественной войны.  Между тем в музейных описях, составленных как до войны, так и после немецко-фашистской  оккупации  города,  они не значатся.[9]  Это может быть просто агиографической  легендой, но православные миряне  искренне надеются, что мощи откроются после завершения  восстановления  собора. Необходимо отметить, что рака, которая сегодня находится в Воскресенском храме на Баррикадной, не соответствует  описанию  раки Михаила Тверского, представленной в описи церковных и ризничных вещей, древностей  и библиотеки Преображенского собора 1855 года (ЦГИА, С.-Петербург.  Фонд  234, опись 3, дело 3121, 36 л.).

По  словам  Г.В.  Харитонова, мощи Михаила  Тверского были переданы Д.А. Крайновым в ГИМ.  Именно эта версия является наиболее достоверной.  В Москве артефакты из Храма Христа Спасителя находились в Музее Московского Кремля. После восстановления храма они были возвращены   церкви. Были сохранены даже ковчежки с частичкой хитона Христа и покрова Девы Марии,  а также книги,  иконы, фрагменты росписей и т.д. 

Согласно описи соборного имущества 1855 года, рака с мощами святого благоверного князя Михаила находилась на правой стороне собора у самого иконостаса на высеченном в стене месте. Она была обложена листовым чеканным вызолоченным серебром: длина раки – 2 аршина 8 вершков, ширина у главы составляет 1 аршин 1 вершок, в ногах – 11 вершков. Рака имела 4 бронзовые позолоченные ножки и 8 ручек (такого же качества)  внизу по бокам раки.  «По сторонам ее положены 16-ть клейм золоченных через огонь с изображениями и надписями. Четыре из них большие, крестообразно по сторонам Раки положенные при возглавии и при подножии, в середине на правом боку и в середине  на левом».[10]  Четыре  из них большие и расположены  крестообразно  в изголовье и в ногах раки, а также в середине  – на правом и левом  боку раки.

1)     На первом клейме  дано изображение молящегося  благоверного князя и вырезана надпись: «Святой Благоверный Князь  молится  о спасении града Твери и  людей».

2)     На втором клейме, при подножии, изображена корона святого, поставленная на подушке.

3)     На третьем клейме, посредине правого бока раки,  находится надпись: «Сей Святой Великий Князь Михаил Ярославич Тверской  Чудотворец за веру во Христа пострадал от нечестивого Татарского Азбека царя по наваждению проклятого сыроятца князя его Кавгадыя за рекою  Теркою под градом Тетяковым при реке Севенце, минувшее все грады черкесские, близ врат железных, от сотворения мира в 6827 году, а от рождества Христова в 1319 г. месяца Ноября в 22 день, в среду в 7 – м часу ночи, по попущению Божьему за грехи  наши Князья Российские были под властию ордынских царей». А другим шрифтом было высечено: «Сего сыроядца  Кавгадыя, пришедшего под Тверь с великой силой татарской  Благоверный Князь прежде заклания своего  славно победил и в полон его в Твери взял, и не сотворя ему никакого зла,  и еще чествовал, и много одарив,  во свояси отпустил».

4)     На четвертом клейме вырезана следующая надпись: «Сия Рака построена при державе Благочестивейшая Государыни Елисаветы Петровны Самодержавицы  Всероссийския и при Наследники Ея, внуке Петра I – го  Благоверном Государе  и Великом Князе  Петре Федоровиче и супруге   его Благоверной Государыне и  Великой Княгине Екатерине Алексеевне,  престолоправищу Святейшего Правительствующего Синода  Члену Преосвященному  Митрофану Архиепископу Тверскому и Кашинскому, подаянием доброхотных дателей, от сотворения мира  в 7266 г., от Р.Х.  в 1748 году. Весу в ней серебра – один пуд 27 фунтов».  По двум концам  правого и левого  бока раки находятся четыре клейма  средней величины.

         На клейме с левой  стороны раки вверху  размещено и подписано словами: «Заколение  Святого Благоверного Князя Михаила Ярославича Тверского».

5)     Внизу раки изображение и надпись – «Принесение мощей из Москвы  Святого Благоверного Князя Михаила  Тверского».

6)     На  клейме, наложенном с правой стороны раки,  вверху, – изображение и надпись: «Погребение Святого Благоверного Князя Михаила Тверского».

7)     На клейме внизу раки – «Возложение клады на выю Святого».

Остальные 8 маленьких  клейм, расположенных с двух сторон раки  между большими клеймами,  повествуют о чудесах от мощей святого.

 

«Над ракою устроена сень медная вызолоченная такою же чеканной уборкою, одной стороной примыкающая к  // стене, а другою поддерживаемая  двумя медными колоннами, из которых одна с пьедесталами и капителью, а другая без пьедестала с одною базою и капителью коринфского ордена; все сии вещи вызолочены через огонь. Выше сени на стене находятся лепной работы изображения Спасителя благословляющего, окруженного херувимами и ангелами и клеймо, в середине которого написано черными буквами: «Пострадал за веру и отечество 1319 года». Здесь лепные украшения все сплошь вызолоченныя».[11]

 

Тверь ждет!

Кроме раки святого благоверного князя Михаила Тверского в соборной ризницы находились 23 ковчежка, в которых хранились в специальных ящичках залитые в мастику частицы мощей некоторых святых, в том числе  святителя Арсения, основателя  Желтиковского монастыря, и патриарха Иова. В соборе также было захоронено 14  тверских  иерархов,  в том числе епископ  Варсонофий, отпевавший тело князя в монастыре и сопровождавший его в Спасо-Преображенский собор. Считалось, что «мощевая благодать»  хранит и благословляет наш город.

В 2014 году, по благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора, начались работы по воссозданию святыни на прежнем месте. В апреле 2017 года в Тверской области, по инициативе губернатора Игоря Рудени и благотворительного фонда «Спас», начался   марафон  по сбору средств на строительство Спасо-Преображенского собора в Твери.  И вот сегодня   солнце вновь сияет на позолоченных звездных куполах Святого Спаса.

18 июля 2020 года, в день тридцатилетия возвращения городу Калинину   исторического имени  Тверь, по ходатайству ИГ «Возвращение»  в  Спасо-Преображенском соборе  состоялось  богослужение о здравии и благополучии богохранимого города Твери.

А это значит, что пришло время возвращаться домой и его святыням. Тверь их давно ждет!

 

Библиография

  1. Анна Калыгина. Наказание судьбой.

    https://v1serdyuk.ru/istoriya/nakazana-sudboyhttps://v1serdyuk.ru/istoriya/nakazana-sudboy

  1. Ершов Б.А. Собор./ Тверские ведомости. – 24-30.07.1992.
  2. Забелин Н.А. Некрополь Тверского собора Спасо-Преображения. // Салимов А.М. Тверской Спасо-Преображенский собор. Приложение 9. – Тверь, 1994
  3. Захаров В. Как это было…/Тверские ведомости. – 23-29.11 1990.
  4.  Карманов Д.И. Собрание сочинений, относящихся к истории Тверского края. – Тверь,  1892.
  5. Костылева Е.Л.   «Личный архив Дмитрия Александровича  Крайнова музея археологии  Ивановского государственного университета. – Тверь, 2013
  6. Овсянников Н.Н.  Краткие  сведения о тверском кафедральном соборе как памятнике церковной древности.  –  Тверь. 1889
  7. Опись церковных и ризничных вещей,  древностей и библиотеки Тверского Кафедрального Преображенского собора, 1855 г. // Тверской Спасо-Преображенский собор.  Приложение 6, – Тверь, 1994
  8. Салимов А.М. Тверской Спасо-Преображенский собор. –Тверь, 1994

 Сводный каталог культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны.- Том 17. – Тверская область. Тверской государственный объединенный музей. Тверской краеведческий музей. – М. 2009-2011

10. Судаков  В. Спас Златоглавый./ Тверские ведомости. – 14.02.1992

  1. 11.  Тверская область. Энциклопедический справочник. –Тверь, 1994
  2. 12.  Чередеев К.  Биографии тверских иерархов. – Тверь, 1859


[1]  В 1931 г. город Тверь был переименован в город Калинин, в 1990 г. городу было возвращено его историческое имя.

[2] А.С.  Калыгина была репрессирована в 1937 г. по обвинению в принадлежности  к правой оппозиции.

[3]  Судаков В.  Спас Златоглавый. // Тверские  ведомости. -  14.02.1992.

[4] Судаков В. Спас Златоглавый. // Тверские ведомости. – 14.02 1992 г. -  С. 289.

[5] Захаров В. Как это было. /Тверские ведомостм. -  293 -30.11 1900 г.

 

[6] Там же.

[7] Колосов Н.Н. Краткие сведения о Тверском кафедральном соборе. // Салимов А.М. Тверской Спасо-Преображенский собор. - Тверь, 1904. - С. 268.

[8] В соборе были похоронены 12 князей и княгинь Тверского великокняжеского дома и 14 тверских  владык. 

[9]  Сводный каталог культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны. – Том 17.- Тверская область. Тверской государственный объединенный музей. Тверской краеведческий музей. – М. 2010.

[10]  Опись церковных и ризничных вещей, древностей и библиотеки Тверского кафедрального Преображенского собора, 1855 г. // Тверской Спасо-Преображенский собор. – Тверь, 1994. – С.253.

[11] Салимов А.М. Тверской Спасо-Прображенский собор. – Тверь, 2008. – С.249.

Адрес редакции: 170100, Тверь, Вагжановский пер., д. 9 офис 311
Тел./факс: (4822) 57-00-70, тел./факс: (4822) 41-95-18
Мы в соц сетях:
Яндекс.Метрика