Подписаться на рассылку

Вы можете подписаться на нашу рассылку, заполнив необходимые поля снизу. Будьте в курсе всех новых мероприятий и новостей.

ЧЕЛОВЕК С РАСПАХНУТОЙ ДУШОЙ

7 января строительное сообщество нашей области понесло очень большую потерю – не стало Сардара Сулеймановича Абдуллаева, заслуженного строителя России, президента ассоциации СРО «Тверское объединение строителей», генерального директора компании «Тверьгражданстрой».

Он вошел в историю Тверской области как один из самых ярких руководителей строительного комплекса и общественных деятелей. Как один из тех, кто не только живет и работает для мира людей, но и со всем отпущенным ему талантом этот мир украшает. У Абдуллаева был еще и бесценный дар объединять людей для добра, взаимопомощи, во имя общих целей.

Природа такого дара – всегда загадка. Возможно, пришел он из детства, от обычаев, издревле бытовавших в высокогорном азербайджанском селении, где без помощи соседей не прожить? А может, не зря родители дали сыну имя Сардар, что на древнем языке восточных народов означает «командующий»?

Прежде чем оправдать свое имя, молодой выпускник Бакинского политехнического института с дипломом инженера, где теснились отличные оценки, в 1973 году по направлению оказался в одном из самых отдаленных районов нашей области, в городе Белый.

Здесь в считанные годы он прошел путь от инженера-механика, инструктора райкома КПСС до начальника передвижной механизированной колонны, которую сумел вывести в лидеры областного социалистического соревнования мелиораторов.

Карьерный рост его был стремительным, и это при полном отсутствии какой-либо поддержки со стороны. Ему не исполнилось и тридцати, когда предложили работу в област-ном центре, где вскоре он получил назначение на должность управляющего трестом с подразделениями по всем районам Верхневолжья.

В чем был секрет быстрого продвижения по лестнице руководящих должностей?В хорошей инженерной и экономической подготовке. В феноменальной памяти, хранившей все детали проектов и их воплощения. В доброжелательности и мягком юморе, с которыми он строил общение и с подчиненными, и с начальством. Все эти качества и создали в итоге уникальную личность Сардара Абдуллаева, который на любой должности, при любом повороте судьбы всегда оказывался человеком на своем месте.

С 1986 года жизнь его навсегда оказалась связанной с одной из самых крупных строительных организаций города Калинина, ныне носящего имя Тверь, – объединением «Тверь-гражданстрой», генеральным директором которой он стал в переломном 1991 году.

Приходилось очень трудно: ведь именно тогда началась жесткая ломка

всего прежнего экономического уклада. Но в то время, когда многие строительные компании фактически были вынуждены если не прекратить свое существование совсем, то значительно сократить фронт работ, СК «Тверьгражданстрой» обвального снижения темпов строительного производства не допустила.

Энергии директора хватало на все: и на большое жилищное строительство, примером чего служат жилые комплексы на улицах Маяковского, Белинского и других в Твери; и на поиск инвесторов, на сохранение в рабочем состоянии всех структурных подразделений, на подбор профессионально подготовленных кадров.

Несмотря на сложнейшие условия, компания смогла в те годы построить новые мощности по производству сборного железобетона, пустить завод полимерной сантехники, цех по изготовлению по немецкой технологии оконных и дверных блоков из ПВХ. Кроме того, управление СК «Тверьгражданстрой» переехало в новое здание на проспекте Победы.

Конечно, «прописка» по такому адресу – случайность. Но была в этом и скрытая символика, потому что Абдуллаев всегда умел побеждать обстоятельства.

Начиная с 1997 года по итогам Всероссийского конкурса, проводимого Госстроем России, «Тверьгражданстрой» постоянно входит в число лучших в стране предприятий отрасли. А по итогам VII Всероссийского конкурса на лучшую строительную организацию Сардар Абдуллаев удостоился звания «Лучший руководитель организации строительного комплекса России».

Усилиями Абдуллаева его компания стала лидером по внедрению современных технологий и материалов. Каркасно-монолитное строительство со свободной планировкой квар-тир, поквартирное отопление, современная электронная техника контроля качества строительства, компьютерное проектирование, современная методика инженерно-геодезических изысканий – все эти новшества первыми опробованы в Тверской области по инициативе и под руководством Сардара Сулеймановича.

Жилые дома и школы, детские сады и спортивные объекты, включая реконструкцию крупнейшего в области Дворца спорта «Юбилейный» в Твери, – перечень реализованных им проектов может быть очень длинным.

Абдуллаев был лидером по натуре, был из тех, кто в любом окружении сразу становится центром, к которому тянутся, прислушиваются остальные. Поэтому вполне закономерно, что Сардар Сулейманович оказался в числе инициаторов создания ассоциации «Тверское объединение строителей» – саморегулируемой организации, ныне объединяющей почти пятьсот компаний отрасли, и именно ему на протяжении одиннадцати лет коллеги доверяли возглавлять ТОС, быть его президентом.

Во многом благодаря именно своему бессменному руководителю «Тверское объединение строителей» вошло в число лучших, наиболее эффективных объединений, входящих в общероссийскую ассоциацию «Национальное объединение строителей»…

Друзья и коллеги Сардара Сулеймановича верят, что память о нем навсегда останется на тверской земле, которой он отдал практически всю свою жизнь. Останется и в построенных под его руководством зданиях, и в поколениях его учеников, воспитанников, работе с которыми он уделял очень большое внимание.

В чрезвычайно непростом 2010 году именно Абдуллаев выступил с предложением про-вести областной конкурс «Лучший по профессии» среди представителей строительных организаций и учебных заведений. И последующие одиннадцать лет возглавлял этот чрезвычайно полезный смотр, по итогам которого помимо прочего определялись и лучшие строители региона.

Кроме того он, доктор экономических наук, почетный профессор Тверского государственного технического университета, многие годы преподавал и возглавлял экзаменационную комиссию инженерно-строительного факультета этого вуза.

Трудно понять, как у него на все дела и заботы хватало сил, энергии, времени, оптимизма. Но – хватало.

Таким он был, Сардар Абдуллаев. Наш Сардар…

Хочется верить, что на здании, в котором он проработал более двух десятилетий, появится памятная доска в его честь. Возможно,при проведении конкурса профессионального мас-терства среди инженерно-технических работников – членов ассоциации– будет учреждена специальная премия его имени. Было бы вполне справедливо, если бы в Твери появилась улица Абдуллаева.

Но в любом случае Сардар Сулейманович Абдуллаев навсегда останется в памяти всех, кто работал с ним, кто его знал, кому повезло встретить этого яркого, талантливого, душевно щедрого человека.

 

Дословно

 

СТРОИТЕЛИ НЕ СДАЮТСЯ НИКОГДА

Последние годы Сардар Сулейманович Абдуллаев помимо своих основных забот немало времени посвящал и написанию книги воспоминаний.

Он закончил работу над текстом еще в 2019-м,и для того, чтобы сдать рукопись в печать, оставалось лишь отобрать фотографии, но как раз на это времени у него все не находилось и не находилось. Пришлось заканчивать без него…

В настоящее время книга воспоминаний Сардара Абдуллаева «Азербайджанец в России» фактически готова и может увидеть свет в ближайшем будущем.

Сегодня мы публикуем сокращенный вариант одной из ее глав, которая так и называется – «Строители не сдаются никогда».

Виктор Куликов,

главный редактор ИД «Города России»

Строители, действительно, не сдаются никогда. Ведь что значит сдаться? Это значит бросить своё дело, махнуть рукой на все, что было сделано до этого, отказаться от своего прошлого, сказать «все, я больше этим не буду заниматься ни за что и никогда!» и отойти в сторону.

Строители так не могут. Их дело у них в крови. На каждом из них – я имею в виду руководителей строительных организаций – лежит огромная ответственность за возглавляемый коллектив, за возводимые и уже возведенные объекты, а главное – ответственность перед людьми, которые живут или работают в доме, здании, который они построили. Понимаете?

Строитель – это судьба. Человек или рождается строителем, или нет.

Мне приходилось не раз сталкиваться с тем, что в строительный бизнес приходили люди из других отраслей экономики, а вот чтобы строители бросали свои фирмы и уходили в другую сферу деятельности… В смысле чтобы на сто процентов отказывались от стройки… Такого я что-то не припомню.

И ни в какие времена строители не сдаются. Они могут, в силу каких-то чрезвычайных обстоятельств, приостановить свою работу, «заморозить» недостроенный объект, пойти еще на какие-то крайние меры. Но все это лишь на время.

Обстоятельства изменятся. Рано или поздно, но обязательно. Такова жизнь. И тогда строители вернутся к работе. Они всегда возвращаются. В работе смысл их жизни…

Однако просто ждать, когда обстоятельства станут лучше, на мой взгляд, неправильно. Разумнее и эффективнее – пытаться влиять на обстоятельства, менять их в свою пользу.

Примером этого может служить саморегулируемая организация «Тверское объединение строителей». Она возникла в результате того, что федеральная власть поддержала стремление наиболее передовой части руководителей строительной индустрии, предлагавших изменить условия деятельности организаций нашей отрасли. Изменить в соответствии с нынешними требованиями времени.

Ситуация в стране в целом, в российской экономике, в частности, меняется? Меняется. Значит, необходимо менять и условия работы строительных организаций.

Это стало очевидным еще в конце прошлого века. Новая тема вызвала споры, обсуждения. Но кто бы и как бы ни спорил, я уверен, что необходимость перемен в организации строительного бизнеса понимали все. Правила «игры» надо было менять.

А ведь какие правила были в те времена?

В те времена для того, чтобы легально заниматься строительством, участвовать в конкурсах на заказы от государственных и местных органов власти, организация должна была пройти лицензирование и получить документ, который действовал пять лет.

Причем пройти лицензирование особого труда, в общем-то, не представляло, а сам этот документ давал широкие права, но не налагал, по сути, никакой ответственности.

Получи лицензию, заплати за нее в качестве сбора какие-то смешные деньги и делай что хочешь!

Как результат в стране появилось огромное количество, мягко говоря, недобросовестных фирм, практиковавших обман и своих клиентов, и партнеров, и – по большому счету – государства.

С каждым годом ситуация становилась все более и более критичной. Надо было что-то делать…

Впервые о принципах саморегулируемой организации я услышал от Павла Вязовченко, заслуженного строителя России, генерального директора института «Тверьгражданпроект».

Возможно, в стране эту идею разрабатывали и другие специалисты, но у нас в области первым заговорил о ней именно Павел Андреевич.

Вскоре эта тема начала обсуждаться широко и в конце концов обрела форму законодательных актов, которые, с одной стороны, с 1 января 2009 года отменяли лицензирование, а с другой – вводили в практику обязательное создание в регионах саморегулируемых организаций, которые объединяли бы строительные компании.

То есть идея, автором которой для меня остается наш тверской ученый Павел Андреевич Вязовченко, обрела жизнь в масштабах всей страны…

Саморегулируемая организация (СРО) «Тверское объединение строителей» получила регистрацию уже 19 ноября 2009 года. Почему «уже», ведь срок в десять с лишним месяцев вроде бы совсем не маленький?

Потому что эти десять месяцев обернулись для нас, инициаторов создания саморегулируемой организации в Тверской области, ужасной нервотрепкой.

Не буду особо вдаваться в детали той ситуации, скажу только, что сама идея создания организации, которая во многом будет помогать строителям вести их бизнес, сразу пришлась по душе мне и многим коллегам, дружбой с которыми я горжусь.

Мы создали инициативную группу, которая и взялась за создание «Тверского объединения строителей» – так мы назвали нашу саморегулируемую организацию.

Все мы к тому времени были уже людьми опытными, немало на своем веку повидавшими, и тем не менее даже мы не могли предположить, что при создании ТОС столкнемся с таким количеством сложностей и проблем. Временами даже приходила мысль, что кто-то напридумывал все эти препоны специально. В каких-то своих, сугубо меркантильных целях.

Впрочем, я и до сих пор не исключаю этот вариант.

Судите сами…

Саморегулируемая организация могла быть создана только при условии, что в ней будет состоять не менее 100 участников, в число которых могли входить как строительные компании, так и индивидуальные предприниматели. При этом каждый из членов должен внести 1 миллион рублей в так называемый компенсационный фонд, который может быть использован только в экстремальных ситуациях, когда у кого-то из членов организации возникали серьезные проблемы.

Даже трех перечисленных условий вполне хватало для того, чтобы самостоятельно организовать СРО оказывалось почти нереально.

Здесь я бы выделил слово «самостоятельно». Почему? Сейчас станет ясно…

Как только наша инициативная группа взялась за организацию СРО, нам стали поступать из Москвы настойчивые предложения от многих экс-министров, других бывших высоко-поставленных чиновников федерального правительства. Они предлагали свою помощь в регистрации объединения. И предлагали не просто так, а в обмен на должность президента нашей саморегулируемой организации.

То есть они обещали нам быстренько зарегистрировать СРО, а мы за это должны были отдать им контроль над нашим компенсационным фондом. Понимаете?

Разумеется, мы на такие условия пойти не могли и не пошли. Наше объединение мы создавали не для того, чтобы незаконно манипулировать его средствами. Да и свадебные генералы в роли руководителя ТОС нам тоже были не нужны. Даже из числа бывших министров.

Однако вопрос об избрании президента СРО оставался открытым. Его следовало решить как можно быстрее. Поскольку именно президенту предстояло проделать всю работу по регистрации ассоциации.

И мы предложили эту должность Александру Тягунову, одному из самых уважаемых строителей области и к тому же члену нашей инициативной группы, который вместе с нами занимался организацией СРО с самого первого дня.

Кандидатуру Тягунова одобрили все, но оказалось, что как действующий на тот момент депутат Государственной Думы Александр Александрович не мог занять эту должность.

Все остальные участники инициативной группы тоже отказались и прямо-таки в один голос заявили, что коль скоро я всю эту «кашу» изначально заварил, то мне ее и расхлебы-вать. В смысле именно мне быть президентом «Тверского объединения строителей».

За это и проголосовали.

С тех пор я возглавляю наше объединение. И знаете, с каждым годом все больше убеждаюсь в том, что идея саморегулируемой организации появилась очень своевременно и заключает в себе серьезный потенциал.

Благодаря реализации ее принципов в последние годы в строительной отрасли устанавливается порядок и взаимовыгодные отношения между всеми участниками процесса: заказчиками, подрядчиками и покупателями.

Особенно это стало очевидным после относительно недавних изменений правил создания саморегулируемых организаций.

Первоначально строительная компания могла войти членом в СРО любого региона. То есть фирма, зарегистрированная и работающая где-нибудь в Сибири, могла быть членом СРО нашей области, и наоборот.

Но главная функция СРО заключается в том, чтобы не на бумаге, а реально контролировать деятельность своих членов. Но как это осуществлять, если подконтрольная организация находится за тысячи километров? А если таких организаций в вашем СРО десятки, сотни?

В то же время этим положением с успехом пользовались недобросовестные руководители многих СРО. Они охотно получали от своих новоявленных членов взносы в компенсаци-онный фонд, а о самих организациях забывали. И средствами фонда распоряжались по своему усмотрению. Плохо ли иметь на счету бесконтрольных 100 миллионов, а то и больше?

Недавние изменения правил создания и деятельности СРО, о которых я упомянул, установили членство в саморегулируемых организациях по региональному принципу.

Где компания юридически зарегистрирована, в СРО только того региона она и может быть членом. И ни в какой иной.

Компании стали «возвращаться» в родные пенаты, а в качестве взносов в их компенсационные фонды хотели использовать средства, которые вносили в компенсационные фонды своих прежних СРО. Планировали, в соответствии с законом, изъять их оттуда и внести сюда.

И тут стало выясняться, что денег на счетах очень многих фондов нет.

Знаете, какие средства исчезли из компенсационных фондов по всей стране? Более 110 миллиардов рублей!

Не стану комментировать эту информацию. Скажу только, что наш фонд, нашу организацию проверяли не единожды, проверяли самым строгим образом, и ни разу ни одного сколько-нибудь серьезного нарушения не выявили.

Средства нашего компенсационного фонда лежат на счету в государственном банке и год от года только прирастают процентами.

Кстати, знаете, сколько членов насчитывало во второй половине 2018 года «Тверское объединение строителей»? Почти четыре сотни.

При этом почти 500 организаций мы в ТОС по разным причинам либо не приняли, либо исключили из него.

Мы очень требовательны к членам объединения, очень строго и объективно оцениваем их деятельность. Но и, в случае чего, помощь и поддержку оказываем, что называется, по полной программе…

И сегодня, нисколько не преувеличивая, можно сказать, что «Тверское объединение строителей» стало мощной самостоятельной структурой, которая оказывает серьезное влияние на ситуацию в строительном комплексе всего нашего региона.

ТОС пользуется большим авторитетом и у строителей, и у власть предержащих, и у рядовых граждан, ради интересов которых мы в первую очередь и работаем.

В этом немалая заслуга очень многих людей, наших коллег, единомышленников. И прежде всего тех, кто руководил повседневной деятельностью объединения на этапе его ста-новления, например, Андрея Михайлова и Юрия Цветкова, а также его нынешних лиде-ров: Александра Тягунова, Юрия Серковского, Виктора Зверева, Владимира Фотелидзе, Игоря Савина, Абрека Валиева, Михаила Сударикова, Ирины Барановой, Василия Инькова, Задо Исебиа и многих, многих других. Перечислить всех возможным, к сожалению, не представляется.

Точно также сложно перечислить и все строительные организации нашей области, которые даже в самые трудные, самые противоречивые времена, образно говоря, не отступают и не сдаются.

***

«Строитель – профессия вечная. Она была всегда и всегда будет. И счастлив тот, кто причастен к ней».

Сардар АБДУЛЛАЕВ

Адрес редакции: 170100, Тверь, Вагжановский пер., д. 9 офис 311
Тел./факс: (4822) 57-00-70, тел./факс: (4822) 41-95-18
Мы в соц сетях:
Яндекс.Метрика