Подписаться на рассылку

Вы можете подписаться на нашу рассылку, заполнив необходимые поля снизу. Будьте в курсе всех новых мероприятий и новостей.

МИТРОПОЛИТ ТВЕРСКОЙ И КАШИНСКИЙ АМВРОСИЙ: Сердце Тверской митрополии должно вновь ожить и забиться

Не так давно тверская земля обрела своего нового Пастыря. Митрополитом Тверским и Кашинским был назначен архиепископ Верейский Амвросий. Несмотря на огромную череду дел, владыка нашел возможность дать эксклюзивное интервью для нашего издания, которое мы и предлагаем читателям…

 

Судьба людей прошлого, настоящего и будущего

– Владыка Амвросий, у главного символа тверской земли, нашей святыни – Спасо-Преображенского собора – очень непростая судьба, которая во многом перекликается с судьбой Верхневолжского края. Основанный в 1285 году и разрушенный в 1935-м, ровно 85 лет назад, он восстанавливается усилиями множества людей. Надеемся, что в этом году или в начале следующего собор предстанет во всей своей красе. Лично для вас, владыка, что означает этот храм? Насколько важно и значимо, по вашему мнению, его возрождение? Задаем этот вопрос потому, что в обществе бытуют кардинально противоположные точки зрения по этому поводу.

– Для меня лично возрождение Спасо-Преображенского собора – это прежде всего возрождение поруганной святыни, дома Божьего. Если есть храм, вокруг которого живут люди – а тем более такой красивый и величественный храм, – то в нем должны совершаться Божественная литургия, богослужение и молитва. В собор должны вернуться и мощи святого Михаила Тверского. Он вновь станет центром притяжения молящихся, паломников и гостей Твери. Я был в соборе всего несколько раз и могу сказать, что, несмотря на то, что его строительство не закончено, в нем нет еще росписей, икон и утвари, на месте, где он вновь встал, чувствуется молитва предыдущих поколений, их радости, слезы и горечи. Судьба собора – это судьба людей прошлого, настоящего и будущего.  Надеюсь, что завершить его воссоздание  получится к лету 2021 года. Я буду просить Святейшего Патриарха Кирилла, чтобы он освятил Спасо-Преображенский собор и заложил колокольню. Думаю, что Спасо-Преображенский собор – это сердце Тверской митрополии. Оно должно вновь ожить и забиться. 

 

Наша земля с ее красотами и храмами достойна стать лицом России

– Вы еще только открываете для себя тверскую землю. Однако уже имели возможность за эти дни чуть ближе познакомиться с ней. Огромное количество памятников, объектов культурно-исторического наследия, святых мест, связанных с православием, наконец, Исток великой русской реки Волги. Что лично на вас произвело впечатление? Какие достопримечательности мы сами, может быть, недооцениваем? Может тверской край стать достойным объектом для паломничества, религиозного туризма или нет? Что для этого нужно сделать? Интересно ваше мнение.

– Я только открываю для себя тверскую землю, но с первого дня был восхищен ее святостью. У нас уникальная история и очень значимая для всей России. Борисоглебский монастырь старше Киево-Печерской лавры; Николо-Малицкий монастырь – это настоящий Афон в Твери; Казанский в Вышнем Волочке, где решила обрести свое упокоение после кончины известная блаженная Любушка; исторически знаменитая Нилова пустынь с мощами преподобного, Житенный, Екатерининский, Оршин, Старицкий монастыри – всех не перечесть. Наша земля с ее красотами и храмами достойна стать лицом России. Епархия намерена разрабатывать паломнические маршруты и как можно больше рассказывать о наших достопримечательностях, снимать о них небольшие фильмы, распространять информацию в соцсетях. Конечно, нужна хорошая инфраструктура, привлекающая туристов.  

 

Молюсь и буду молиться за вверенный мне народ

– Начиная от первого тверского епископа Симеона на Тверской кафедре было 79 епископов. А вы – 80-й. По вашему мнению, кто вы для паствы в общем и конкретном смысле?

– Я хочу быть для паствы тем, кем должен быть пастырь, – прежде всего человеком, служащим другим людям. Служащим в первую очередь молитвой. Я как пастырь предстою перед Престолом Божиим, молюсь и буду молиться за вверенный мне народ. Далее, конечно, посильным участием в жизни людей, вверенных мне Богом для служения им. По мере своих сил я постараюсь быть отцом для тех, кто нуждается в отеческой заботе. Я не знаю, кто я сейчас для паствы, и было бы дерзновенно приписывать себе какие-то качества. Но я постараюсь следовать тому пути, о котором говорил Пастыреначальник Христос: «пастырь добрый душу свою полагает за овцы».

– А какова сверхзадача пастыря в наше время, в ХХI веке с его современными реалиями? 

– Что касается сверхзадачи для современного пастыря, то она ничуть не изменилась со времени апостолов. Меняются формы, меняется культурный код, появляются новые технологии. Но задача пастырей, как и прежде, состоит в проповеди Евангелия, в служении Богу и людям. Проповедь и служение заключаются, конечно, не в словах. Прежде всего нести евангельскую весть нужно собственными поступками, собственным образом жизни. Особенность нашей эпохи в том, что мир становится информационно прозрачным. Информации много, и только небольшая часть ее правдива. Современные священнослужители сталкиваются с огромным потоком негатива, который на них выплескивается. И вот задача современного пастыря состоит в том, чтобы не опускать руки, не оборачиваться назад, но делать то дело, на которое его поставил Господь, несмотря на негатив, несмотря на критику. Ну и, конечно, необходимо быть настоящим. Нельзя на людях играть определенную роль, а в своем кругу быть другим человеком. И дело здесь не только в том, что мир стал прозрачным. Дело в собственной совести и в жизни перед Богом. 

 

Не играть в отца

– В одном из интервью с вами прозвучала интересная мысль. Вы сказали, что священники должны быть ближе к людям, и привели пример одной из стран бывшей Югославии: «Я увидел, как владыка общается с горожанами,– он действительно был владыкой своего города. Меня тогда очень воодушевил этот баланс между простотой в общении и одновременно уважением и почтением к архиерею. Это не было внешним раболепством, было видно, что люди его почитают, любят и уважают как старца, как своего отца». Так что же надо делать, чтобы и у нас был этот баланс? 

– Патриарх Сербский Ириней, о котором я говорил в том интервью, – смиренный пастырь своего народа. Он открыт для многих, общается с людьми, вникает в их проблемы и просьбы. Тот эпизод, о котором говорил я в упомянутом вами интервью, произошел еще до того, как он стал патриархом. Мы шли с ним по городу, мимо кафетериев, по людным улицам. И многие вставали из-за своих столиков, брали у него благословение, рассказывали о собственной жизни и предлагали выпить с ними кофе. И он не отказывал, немного сидел с ними, общался, делился своими мыслями. Люди должны знать своего архиерея – не только по картинке, не только на службе, по телевизору и на высоких трибунах. Для того, чтобы было так, как в Сербии, нужно общаться с людьми. Со всем пониманием, что люди разные, иногда они сложные, чаще всего – у них большие проблемы, в которые нужно погружаться. Для всего этого необходимо быть внутренне собранным, духовно сильным человеком. 

 

Я не могу сказать, что каждый из архиереев может быть таким. Священнослужители тоже люди, кому-то из них общение дается легко, кому-то – тяжелее. Но важно не играть в священство и пастырство, не пытаться казаться кем-то иным, чем ты есть. Вот мне кажется, что если не играть в отца, а стараться быть им по-настоящему, несмотря на какие-то человеческие сложности, то баланс этот будет соблюдаться. 

 

На минных полях жизни

– Вы практически 20 лет занимались подготовкой к служению священников, возглавляя крупнейшие учебные заведения. Соответственно, вы оченьмного общались с людьми молодыми, которые целенаправленно выбрали своей судьбой служение Богу. Если говорить о молодежи в целом, современном поколении с достаточно ярко выраженными монетаристскими взглядами, которое часто обвиняют в бездуховности, – что, по вашему мнению, нужно делать, чтобы приобщить это поколение к вере и православию? 

– Молодые люди очень разные. Мне не кажется, что современное молодое поколение в чем-то хуже или менее духовно, чем предыдущие. Во многом, как видится мне, молодые люди во многом сегодня даже лучше, чем были мы. Они гораздо лучше умеют ориентироваться в информации, часто они более цельные и основательные. Действительно, многие из них достаточно скептически относятся к Церкви, что отчасти связано с их погруженностью в информационную среду, в которой, к сожалению, мы еще не очень хорошо научились работать, а наши оппоненты работают основательно. Но нынешние молодые люди полны духовного поиска. Поэтому нам прежде всего нужно давать искренние ответы на их вопрошания, быть открытыми к ним, беседовать, общаться и рассказывать о Христе. 

Мне не совсем нравится формулировка «приобщить к Православию», поскольку Господь Сам стучится в сердце человека, Сам приобщает и приводит к Себе. Нам же нужно лишь поддержать и не оттолкнуть, что тоже, к сожалению, часто имеет место быть.

– Время меняется, и мы меняемся вместе с ним. Если говорить в целом, православие, имея определенные фундаментальные постулаты, достаточно консервативно. Насколько оно может и готово меняться в современной действительности? Что этому препятствует?

– В некоторых вопросах, касающихся веры в Бога, догматов Церкви, правил христианской нравственности, Православие действительно достаточно консервативно. Но вместе с тем, расставив ограничительные столбики на минных полях жизни, христианство дает человеку свободу выбора и свободу действий. Современная действительность с точки зрения духовных правил и законов ничем не отличается от предыдущих времен. Меняются внешние обстоятельства, меняется образ жизни и общественный уклад. Поэтому и Церковь начинает использовать новые средства для проповеди, ищет язык, который поймут современные люди. Но определенные вещи, прежде всего вероучительные и нравственные, всегда будут оставаться незыблемыми.

 

Буду рад диалогу и взаимодействию

– В Тверской области работает (и достаточно активно) региональное отделение Императорского православного палестинского общества (ИППО). Этой деятельности наше издание оказывает большую информационную поддержку, мы совместно организовываем различные мероприятия просветительского характера, проводим паломнические поездки и т.д. Насколько новому главе митрополии было бы интересно взаимодействовать и с ИППО, и вообще с представителями делового и культурного сообщества Твери и области в целом?

– Конечно, мне очень интересно и полезно взаимодействовать. Недавно я встречался с главой ИППО Сергеем Вадимовичем Степашиным, и мы уже проговорили некоторые ближайшие планы по поводу взаимодействия. То же самое касается и представителей делового и культурного сообщества: я открыт к предложениям и буду рад диалогу и взаимодействию. Мне предложили, и я с благодарностью принял предложение возглавить попечительский совет Тверского отделения ИППО. Ко всему, что касается созидания, положительной повестки в общении с представителями наших сообществ, всегда открыт и считаю это важным для себя. 

 

Я воспитывал себя на музыке церковных хоров

– Позвольте в завершение интервью несколько личных коротких вопросов, если это корректно.  Присутствует ли музыка в вашей жизни? Если да, то что вы любите слушать для настроения?

– Музыка в моей жизни присутствует достаточно давно. Я воспитывал себя на музыке церковных хоров. Я в церкви с детства и застал еще удивительную традицию пения на клиросах бабушек с элементами местных традиций. Это удивительный пласт культуры. Это импровизация, характер которой зависит от множества факторов: начиная с состава коллектива на службе, характера самой службы и заканчивая настроением и переживанием каждой конкретной певицы. У нее внук поступил учиться или удались пироги на выходных – и вот в мелодии совершенно новые ноты, радостные переливы, сильные акценты. Она грустит, переживает или страдает, и это отражается в песнопении, которое она поет Богу. Это удивительно живая музыка.

Я с детства влюбился в музыку Церкви. И очень скоро начал управлять хорами – сначала маленькими деревенскими, состоящими из бабушек, затем – хором Московской духовной академии. Многому меня научил архимандрит Матфей (Мормыль). Затем меня благословили создать новый хор Сретенского монастыря, который теперь в России знают все. Я и по сей день изредка встаю на место регента, за дирижерский пульт. 

Не могу сказать, что слушать музыку люблю для настроения. Я считаю, что музыка, а особенно серьезная, требует духовного и интеллектуального погружения слушателя. Как чтение глубокой книги или серьезный фильм. А потому и слушаю я музыку либо хоровую, либо классическую. Хотя, к сожалению, на такое погруженное слушание остается все меньше времени. Современную музыку уже не знаю. 

– Какую книгу вы совсем недавно прочитали либо какую книгу вы обязательно рекомендовали быпрочесть нашим читателям и почему? 

– Что касается книг – я читаю что-то постоянно, хотя и на это времени теперь почти не остается. Больше приходится читать документов. Хотел бы посоветовать и церковному, и светскому человеку книгу Евгения Водолазкина«Лавр». Она расскажет много о христианстве, святости, русской культуре Средневековья и славянском языке. К тому жеона захватывающе написана. 

 

Главный пример архипастыря

– Кто из исторических персоналий и из наших великих современников служит для вас примером?

– По поводу личных примеров – у меня их достаточно много. Я стараюсь находить в любом человеке что-то хорошее и пытаюсь применять это хорошее в собственной жизни. Часто, когда мне сложно принять какое-то решение, я спрашиваю себя: «Как бы поступили на моем месте Патриарх Алексий, отец Кирилл (Павлов)?» Мне довелось работать со Святейшим Патриархом Алексием, я видел, как он принимает решения, чем руководствуется. Старался вникнуть в его образ мыслей, понять, почему он поступает именно так. Для меня он до сих пор главный пример архипастыря. Я учился в лавре при отце Кирилле и имел счастье общаться с ним. 

– Лично ли вы ведете свои страницы в соцсетях?

– Что касается социальных сетей – технически их веду не я, у меня есть помощники. Но все, что там появляется, обсуждается со мной. Я читаю все сообщения, которые мне пишут в Инстаграме. Отвечаю не на все – это физически невозможно, потому что приходит от нескольких десятков до нескольких сотен сообщений в день. Но на многие отвечаю. 

– Есть ли у вас личный девиз (любимый афоризм)?

– Что касается девиза – не могу сказать, что это девиз, но скорее правило, которым должен руководствоваться каждый христианин. Оно сказано Христом в Евангелии от Матфея: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». (Мф. 7: 12)

– Владыка, огромное спасибо вам за интервью!

– А вам огромное спасибо за внимание к нам!

 

Беседовала Нина МЕТЛИНА

Фото Николая ПОГОРЕЛОВА и из архива редакции

Адрес редакции: 170100, Тверь, Вагжановский пер., д. 9 офис 311
Тел./факс: (4822) 57-00-70, тел./факс: (4822) 41-95-18
Мы в соц сетях:
Яндекс.Метрика