Подписаться на рассылку

Вы можете подписаться на нашу рассылку, заполнив необходимые поля снизу. Будьте в курсе всех новых мероприятий и новостей.

ПРОДОЛЖЕНИЕ УНИКАЛЬНОГО ФИЛЬМА

Больше двадцати лет прошло со дня премьеры на одном из тверских телеканалов документального фильма «Тверь, век 20-й…». Однако многие тверичи помнят его, любят и с интересом смотрят повторные показы.

Ничего удивительного в том нет, поскольку эту 101-серийную картину можно назвать кладезем информации о жизни столицы нашей области в период с 1900 по 2000 годы. Информации, поданной с любовью и на высоком профессиональном уровне.

Подтверждением художественных достоинств этой работы служит звание лауреата Всероссийской премии «ТЭФИ-Регион», которого коллектив тверской студии телевизионных программ «Акценты» в 2002 году удостоился именно за фильм «Тверь, век 20-й…».

В настоящее время главный редактор «Акцентов» лауреат премии Союза журналистов России Виктор Куликов готовит к изданию литературный вариант сценария популярного фильма.

Мы полагаем, что эта книга может стать не менее интересной для читателей, чем стал для телезрителей сам фильм. А пока публикуем первую главу рукописи, в которой рассказывается о том, как и чем жила Тверь сто двадцать лет назад…

 

Виктор Куликов

«Тверь, век 20-й…»

 

 

1900.

 

Последний год благословенного девятнадцатого столетия Тверь встречала по своему собственному времени. Да, было такое официально утвержденное время — тверское, и оно на целых 23 минуты опережало время столичное, то есть санкт-петербургское. Именно тверское время указывалось для нашего города, в частности, в расписаниях железнодорожного и речного транспорта…

Согласно данным проведенной в 1897 году первой Всероссийской переписи населения, к концу девятнадцатого века в Твери проживало 53417 человек. Из них мужчин было 28627 и 24790 женщин…

По сведениям того же исследования, общая площадь Твери составляла в то время 866 десятин, то есть порядка 870 гектаров, на которых разместились все 3764 городских здания. Из них только чуть больше тысячи были в ту пору каменными.

То есть в 1900 году Тверь оставалась городом по преимуществу деревянным. Правда, уже и тогда она была городом индустриальным.

В общей сложности на территории Твери насчитывалось 156 заводов и фабрик. Большинство из них так громко лишь назывались, а в действительности представляли собой скорее крупные мастерские. Но и тогда в городе уже было несколько промышленных предприятий в истинном смысле этого термина, а некоторые из них даже пользовались широкой известностью далеко за пределами родной губернии. Это и мануфактура Морозовых, где работало более 8 тысяч человек, и фабрика Берга с коллективом в 1,5 тысячи работников, вагоностроительный завод и паровая мельница, свечевосковый завод нашей епархии…

Кроме того, Тверь являлась важным транспортным узлом Российской империи. В те времена Николаевская железная дорога играла в жизни страны роль, пожалуй, даже большую, чем сейчас играет Октябрьская магистраль. В полной мере это относилось и к тракту Санкт-Петербург – Москва, который использовался тогда исключительно гужевым транспортом.

Накануне ХХ века тверичам были доступны многие достижения цивилизации. К 1900 году, например, 22 версты уличного покрытия в городе были мощеными. В темное время суток вся центральная часть города освещалась газовыми фонарями. В Твери выходили две газеты, работали 7 библиотек и 8 книжных лавок, 2 больницы в общей сложности на 296 коек и 4 аптеки.

В 1900 году в Твери действовал водопровод, и этим, конечно, гордились, но уже и тогда жители города высказывали много нареканий на качество водопроводной воды. Они считали ее грязной…

Тверские мальчишки и девчонки обучались в 16 начальных школах, а также в мужской и женской гимназиях. Город славился кавалерийским юнкерским и реальным училищами, духовной семинарией и женской учительской школой Максимовича.

Верующие жители посещали 31 православный храм, одну римско-католическую и одну единоверческую церкви, два лютеранских храма. Значительным авторитетом пользовались в стране тверские монастыри: мужской Успенский Отроч монастырь и женский — Христорождественский.

Тверь была городом губернским, то есть административным центром губернии, образованной в 1796 году. Высшим должностным лицом ее являлся, разумеется, губернатор.

В 1900 году в должности тверского губернатора третий год пребывал тайный советник, князь Н.Д. Голицын.

Родился Николай Дмитриевич в Смоленской губернии ровно за 50 лет до начала нового века, окончил Царскосельский лицей, служил при Министерстве внутренних дел, был губернатором в Архангельске, в Калуге и только потом по Высочайшему указу стал двадцать первым тверским губернатором.

Добавим, что в 1917-м, через двадцать лет после своего назначения в нашу губернию, именно князь Н.Д. Голицын станет последним председателем Совета министров последнего царского правительства России…

Впрочем, губернатор руководил жизнью всей губернии, а за ситуацию непосредственно в Твери отвечала местная власть, основанием которой служила Городская дума.

В разное время количество депутатов Тверской городской думы колебалось от 30 до 72 человек. Называли их тогда «гласными». Избирали гласных жители города, но не все, а только имевшие избирательное право. Право это не предоставлялось автоматически всем, кто достиг возраста 25 лет. Для того, чтобы стать избирателем, человек должен был владеть недвижимой собственностью и платить с нее налог в городскую казну.

То есть даешь городу деньги – можешь избирать городскую власть, не даешь – извини…

Но и это еще не все. Выборы в Городскую думу проводились по так называемой трехклассной системе, в соответствии с которой избиратели обладали разным количеством голосов.

Зависело же количество голосов, которым обладал тот или иной отдельно взятый избиратель, от величины уплачиваемых им налогов. В результате немногочисленная группа самых крупных налогоплательщиков получала в свое распоряжение самое большое количество голосов и выбирала преобладающую часть гласных.…

Кстати, несмотря ни на какие другие обстоятельства, избирательного права автоматически лишались содержатели и продавцы винных лавок и питейных домов. Людям, которые делали деньги на человеческом пороке, на людском горе, не доверяли избирать депутатов городского парламента.

Но вернемся к Думе…

Высшим должностным лицом Городской думы являлся городской голова, которого гласные избирали из своих рядов на срок в 4 года.

Что касается высшего органа исполнительной власти в городе, то им являлась городская управа. А во главе городской управы автоматически становился все тот же городской голова.

В 1900 году городским головой Твери был Александр Федорович Карпов.

Он родился в 1842 году в Рязанской губернии в дворянской семье, а в Тверь переехал после окончания Демидовского правового училища в возрасте 22 лет и поступил на службу в казенную палату.

Свои обязанности Александр Федорович исполнял с энтузиазмом и старанием, отличался сообразительностью, а потому был замечен не только начальством, но и тверским обществом, и уже через пять лет после появления в Твери его избрали городским секретарем, затем — городским гласным, а в 1891 году А.Ф. Карпов стал городским головой. И тут надо заметить, что в ходе того голосования «против» его кандидатуры не высказался никто…

Это была краткая преамбула. А теперь давайте обратимся непосредственно к событиям 1900года…

 

ДОСЛОВНО (из газеты «Тверские губернские ведомости»): «Устроенная в воскресенье, 2-го января, на катке кружка велосипедистов и конькобежцев елка привлекла кроме взрослых, катающихся на коньках, значительное количество детей.

Сама елка была не особенно эффектна. Освещалась она разноцветными фонариками, навешанными только на одной ее стороне, обращенной к шоссе… Зато возле елки было сожжено немало ракеток и «бриллиантовых фонтанов», а детям раздавались лакомства…

Елка была освещена в 5 часов вечера, а в 7 часов все украшения ее было разрешено снимать, к немалому удовольствию детей… Вот один маленький «герой» забрался почти на самую макушку елки и оделяет стоящих внизу товарищей золотыми орехами и прочими заманчивыми вещами, сбрасывая все это сверху. Затем его примеру следует другой.

Наконец, елку повалили и все, что на ней осталось нацепленным, немедленно стало достоянием молодого поколения.

Оживлению катка много способствовала тихая погода и яркий свет луны при совершенно ясном небе…».

 

Пожалуй, самым значимым из первых событий 1900 года в Твери можно назвать открытие местного отделения Санкт-Петербургско-Азовского Коммерческого банка, которое состоялось 1 февраля.

Во время устроенного по этому поводу завтрака собравшееся общество направило приветственную телеграмму министру финансов С.Ю. Витте. И что весьма показательно – министр не замедлил с благодарственным ответом, который был получен еще до окончания завтрака…

Меньше, чем через неделю, 6 февраля, состоялось освящение и открытие здания школы ремесленных учеников, а в середине марта, 15-го числа, курьерским поездом №2 в Тверь прибыл сам августейший генерал-инспектор кавалерии Его Императорское Высочество Великий князь Николай Николаевич.

Посетив Тверское кавалерийское юнкерское училище, великий князь произвел смотр Первому лейб-драгунскому Московскому Императора Александра III полку.

Сначала генерал-инспектор пропустил драгун мимо себя по Трехсвятской улице, а затем объехал построенный полк.

В тот же день Его Императорское Высочество изволил из Твери отбыть…

Весной этого года состоялось освящение нового здания больницы городской тюрьмы; начались работы по устройству электрического трамвая и строительство здания центральной электрической подстанции для надобностей трамвая и освещения города.

В те же дни правление городского Общества потребителей учредило в Твери комиссионную торговлю, и началась эта торговля с продажи велосипедов, самый дешевый из которых стоил 150 рублей, что равнялось среднему жалованью школьного учителя за шесть месяцев…

27 апреля почти весь день в Твери шел густой снег и покрыл землю плотным покровом…

 

ДОСЛОВНО (из газеты «Тверские губернские известия»): «В субботу, 13 мая, в городском начальном училище имени Пушкина, впервые в Твери состоялся праздник древонасаждения. Инициатива устройства такого праздника принадлежит учительницам этой школы, встретившим со стороны ее попечителя и представителей города полное сочувствие и поддержку в организации крайне симпатичного и полезного в воспитательном отношении нововведения…

В назначенное время, около 2 часов дня, в Пушкинскую школу кроме учительниц и учащихся детей прибыли городской голова А.Ф. Карпов, попечитель А.Н. Коняев и немало посторонних гостей, преимущественно городских учительниц.

После окропления школьного двора святой водой дети дружно взялись за работу: в какие-нибудь полчаса школьники посадили более сотни молодых дерев…

Сделав свое дело, дети шумной, веселой толпой возвратились в школу. Здесь им были предложены прохладительные напитки с бутербродами. Каждому выдано было, кроме того, и по книжке…».

 

В конце мая — начале июня Городская дума вплотную занималась вопросами организации в Твери трамвайного движения. Сначала думцы дали согласие на прокладку трамвайной линии по новому Волжскому мосту в Заволжскую часть города до драгунских казарм, а затем отклонили предложение проложить трамвайный путь посередине Миллионной улицы, в результате чего рельсы уложили вдоль тротуара...

В те годы район улиц Рыбацкой, Вокзальной, Большой Самары и Малой Самары назывался Ямской слободой. Здесь проживало немало крестьян и просто бедных семей, все взрослые члены которых в летнее время уходили на заработки, оставляя малых детей фактически без присмотра.

В помощь этим жителям Тверское общество борьбы с заразными болезнями открыло 30 июня в Ямской слободе, в помещении земской начальной школы, приют-ясли, который на летнее время принимал детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Тут дети содержались в чистоте и находились под присмотром специально приглашенных надзирательницы и врача. Со старшими занимались чтением, а младшие изучали главнейшие молитвы.

Воспитанники приюта ежедневно получали в 7 часов утра чай с молоком и белым хлебом, в полдень — обед из двух блюд: щи или суп с мясом, кашу или картофель с коровьим маслом. В 4 часа дня им давали молоко с ситным хлебом. И, наконец, в 8 вечера устраивался ужин из двух блюд, оставшихся от обеда…

22 июля в Тверском Императорском дворце состоялось организационное собрание городского Общества спасения на водах. Участники его провозгласили учреждение самого общества и направили телеграмму государыне-императрице, покровительнице их организации в масштабе всей страны.

В начале сентября 1900 года прошла торжественная церемония открытия моста через Волгу, который затем стал называться Староволжским и давно уже считается одним из главных символов нашего города.

 

ДОСЛОВНО (из газеты «Тверские губернские известия»): «8 сентября совершилось знаменательное для Твери событие — освящение и открытие для движения вновь сооруженного постоянного моста через Волгу…

К этому дню мост был красиво убран национальными флагами под руководством строителя моста инженера Л.И. Машека.

В день освящения уже с 9 утра к мосту начала собираться публика, густыми толпами разместившаяся по обеим сторонам Волги, на Соборной площади и вдоль дамбы, ведущей к мосту со стороны Миллионной улицы.

…С 11 часов начали прибывать приглашенные лица, среди которых находились: вице-губернатор в звании камергера высочайшего двора статский советник Усов, начальник гвардейской бригады кавалерийского запаса генерал-лейтенант Эттер, начальник санкт-петербургского округа путей сообщения инженер Тихонов, начальник губернского жандармского управления генерал-майор Бек, городской голова Карпов, полицмейстер Киреевский и многие другие.

В 11.45 в церковь Вознесения близь моста прибыл преосвященный Димитрий, архиепископ Тверской и Кашинский, и, облачившись, в 12 часов крестным ходом проследовал к приготовленному месту у моста. Во время следования процессии оркестр Вольного пожарного Общества исполнял гимн «Коль славен».

В исходе 12-го часа к мосту прибыл начальник губернии, тайный советник князь Голицын, встреченный строителем моста.

По прибытии крестного хода преосвященным Димитрием был совершен молебен с водоосвящением.

При пении тропаря «Спаси, Господи» начальник губернии князь Голицын разрезал поднесенными ему инженером Машеком ножницами ленту, закрывавшую вход на мост, и все шествие двинулось через мост, причем преосвященный владыка окроплял святой водой мост и дамбу.

…Несмотря на громадное скопление публики, порядок, благодаря принятым мерам, был все время полный. Тотчас после окончания церемонии открытия народ густыми массами двинулся по мосту, а через некоторое время началось правильное движение экипажей через мост… В тот день на мосту перебывала пешком или в экипажах, можно сказать, почти вся Тверь.

После открытия моста все присутствовавшие на торжествах собрались в зале Городской думы, где состоялся завтрак от города.

За завтраком первый тост был провозглашен начальником губернии князем Голицыным за драгоценное здоровье его императорского величества Государя императора.

Громкое, единодушное «ура» и звуки исполненного оркестром народного гимна, повторенного четыре раза, покрыли эту здравицу.

Затем был провозглашен тост за здоровье министра путей сообщения, причем тайному советнику, князю Хилкову была послана телеграмма.

После этого следовал целый ряд тостов и речей, имевших отношение к празднуемому событию. Завтрак затянулся надолго, и разъезд начался лишь около 5 часов…

В сквере, расположенном между дамбой нового моста и дворцом, с 4 часов играл оркестр, а вечером сквер был иллюминирован.

После открытия нового моста около 1 часа дня плашкоутный мост был разведен, и с тех пор движение по нему прекращено…»

 

К этому репортажу остается добавить только одно – наш Староволжский мост стал первым постоянным мостом через великую русскую реку на всем ее протяжении от истока до Каспийского моря…

Последняя треть 1900 года оказалась для Твери щедрой на события отнюдь не сиюминутные.

В начале осени, например, был утвержден «городской сбор с трактирных заведений» на первую половину следующего года. Сумма сбора, то есть налога, осталась прежней: для торгующих алкогольной продукцией она составляла от 12000 рублей до 20350 рублей, а для неторгующих спиртными напитками – от 850 рублей до 2500…

29 сентября Городская дума приняла решение о строительстве постоянного моста через Тверцу.

В один и тот же день — 5 октября — рабочие завершили прокладку рельсов для трамвайных путей по Миллионной улице и приступили к укладке рельсов по мосту через Тьмаку, а новое здание женского епархиального училища приняло первых учениц.

21 октября думцы решили ходатайствовать перед правительством о выделении средств на строительство в Твери здания постоянного театра.

А для Тверского кавалерийского юнкерского училища особенно волнующим днем стало 3 ноября, когда сюда для ознакомления прибыл Великий князь Константин Константинович, главный начальник военно-учебных заведений империи.

25 ноября в обсерватории, обустроенной на крыше новой казармы Морозовской мануфактуры, установили самый настоящий, причем достаточно мощный телескоп. Организация обсерватории, для которой на крыше казармы построили специальную башенку, обошлась семейству Морозовых в 20 тысяч рублей. Помимо телескопа в обсерватории предполагалось разместить инструменты и оборудование для метеорологических наблюдений…

Наконец, 1 декабря на Миллионной улице у Общественного сада и присутственных мест открылся киоск, в котором не только продавались и выписывались газеты, но и можно было заказать их доставку на дом.

Работал первый в истории нашего города газетный киоск ежедневно с 8 часов утра и до 8 часов вечера…

Адрес редакции: 170100, Тверь, Вагжановский пер., д. 9 офис 311
Тел./факс: (4822) 57-00-70, тел./факс: (4822) 41-95-18
Мы в соц сетях:
Яндекс.Метрика