Подписаться на рассылку

Вы можете подписаться на нашу рассылку, заполнив необходимые поля снизу. Будьте в курсе всех новых мероприятий и новостей.

Алексей Иванов. Человек, который пел до последнего дня

Около 30 лет Советский Союз просыпался под песню «Широка страна моя родная!», которую передавали по радио. Пел ее уроженец Бежецкого уезда со скромной фамилией Иванов. Речь об Алексее Петровиче Иванове –  народном артисте СССР, лауреате двух Сталинских и Государственной премий, кавалере ордена Трудового Красного Знамени – певце-баритоне (1904–1982), исполнившем более 60 оперных партий: Скарпиа в опере Пуччини «Тоска», князя Игоря и Демона в одноименных операх Бородина и Рубинштейна, Рылеева в опере Шапорина «Декабристы», Троекурова в «Дубровском» Э. Направника, а также партии Христа в оратории Баха «Страсти по Матфею».

Глубоко символичным было выступление Алексея Иванова на легендарном приеме в Георгиевском зале Кремля в честь Победы 24 июня 1945 года – он исполнял «Эпиталаму» Рубинштейна и куплеты Эскамильо из оперы «Кармен». Ему аплодировал Сталин, Жуков, Конев, Рокоссовский. А затем многократные зарубежные гастроли – Иванов оказался в числе первых советских артистов, выступивших в Европе после Второй мировой войны. Красивый, мужественный голос, без преувеличения, покорил сердца миллионов.

Вышло так, что Алексей Иванов даже на малой родине всегда был известен гораздо меньше своего современника, земляка и друга – Сергея Лемешева. Историк из Санкт-Петербурга Надежда Калганова считает двух оперных певцов равновеликими по исполнительскому мастерству и вкладу в искусство. Редакция журнала «Реноме» с ее мнением согласна. Мы публикуем материал о жизни выдающегося баритона и уникальные воспоминания его внучатого племянника Константина Ильинского.

 

Семейный «хорик» и выход в люди

Алексей Петрович родился 22 сентября 1904 г. в селе Чижово Бежецкого уезда – того самого, где 40 лет тому назад на свет появился другой замечательный музыкант, Василий Андреев. Село было крупным, на 300 дворов, процветающим. Отец будущего баритона, Петр Михайлович, служил диаконом и учителем в церковно-приходской школе. Имел хороший бас, пел в церковном хоре и приохотил к пению семью – Ивановы создали семейный хор, где папа преподавал детям музыкальные азы. Нужно сказать, что и сельские жители часто пели по вечерам, а в годы Первой мировой войны устраивали благотворительные спектакли в пользу раненых в овине Ивановых.  

Как вспоминал впоследствии Алексей Петрович, «с малых лет я не мыслил жизни без пения. При всяком удобном случае старался принять участие в хоровом пении. По современным профессиональным понятиям хор – это большой ансамбль, но мы тогда даже в семейном кругу организовывали свой «хорик» - пусть он состоял из нескольких человек, главное, чтобы каждый обладал тонким музыкальным слухом и приличным голосом». Однажды Пётр Михайлович привёз из Бежецка граммофон – день стал праздничным для семьи и надолго запомнился Алексею.

В 1915 году, по окончании сельской школы, он поступил в Бежецкое реальное училище, где, вместе с точными науками, уделялось значение эстетическому воспитанию. Алексей с увлечением рисовал и пел. Учитель музыки П.С. Виноградов приносил на занятия скрипку. Выделив одаренного юношу среди остальных, педагог пригласил его солистом в хор. И все-таки в то время Алексея больше привлекали математика, физика и педагогика, а не искусство, которое он считал делом для души. Самое главное – «выйти в люди». После училища удалось поступить на дополнительное отделение вольнослушателей Тверского педагогического института (это решение было поддержано всей его семьей) и, впоследствии, сразу на второй курс физико-математического факультета, где Иванов тоже попал в студенческий хор под руководством В.П. Ишиева.

 

 Ленинград. Начало пути в большое искусство

В середине 20-х годов в Твери на гастролях бывали настоящие звезды оперной сцены. Большое значение для будущего артиста имела встреча с Григорием Пироговым на одном из концертов баса, которым заслушивалась вся страна, – юношу представили знаменитому певцу. Портрет Пирогова, который нарисовал Алексей Петрович, до сих пор хранится в семье потомков бежецкого баритона вместе с нарисованными им портретами других оперных мэтров – Лемешева и Козловского – и пейзажами.

Однажды на концерте в Городском саду, где выступал Иванов, к нему подошла бывшая оперная певица, выпускница Сорбонны, дочь известного тверского врача Мария Ланская, которая убедила Алексея Петровича – с таким голосом нужно обязательно учиться в консерватории! И предложила бесплатно заниматься  у нее. Иванов до конца жизни был благодарен Ланской за уроки и поставленную перед ним цель.

Но поступление в Ленинградскую консерваторию состоялось только летом 1928 года, когда у Алексея Петровича уже была семья, а сам он преподавал математику, механику и физику учащимся ФЗУ вагоностроительного завода. Из 50 желающих приняли троих – в том числе Иванова. Надежда Калганова говорит, что Ланская сама хлопотала за него, написав рекомендацию. Алексей Петрович учился в Ленинградской консерватории у таких мастеров как профессора Г.А. Боссе, М.Г. Климов, И.В. Ершов. В годы работы в оперной студии консерватории, где состоялся его дебют в «Тоске», и в Академической капелле, где под руководством М.Г. Климова он приобщался к вершинам русской и западноевропейской хоровой музыки.  И в Малом оперном театре, где Алексей Петрович  совершал первые  шаги на профессиональной оперной сцене под руководством замечательного дирижера С.А.Самосуда... 

Алексей Петрович с благодарностью  вспоминает о начальном  ленинградском периоде  своего творческого пути. Восемь лет, проведенные в Ленинграде, —  это прочный фундамент актерского и певческого мастерства А.П. Иванова. Его искусство приобрело подлинно петербургскую огранку, а это культура того города, который Пушкин назвал «русским европейцем».

По рекомендации Боссэ Иванова приняли в оперную студию профессора Михаила Климова, благодаря которому состоялся дебют Иванова на большой сцене. Ему предложили партию Ловчего в опере «Русалка». Через две недели он уже пел партию Свата.  В октябре 1930 г. состоялась премьера «Тоски», где А.П. Иванов исполнял роль Скарпиа, с которой, по сути, начался его путь в оперном искусстве.

 

 

 

Жизнь между городами

Несколько лет Алексей Петрович солировал в Государственной академической хоровой капелле. Здесь была исполнена важная для Иванова, как для верующего человека, партия Христа в «Страстях по Матфею». (Хотя, по иронии судьбы, успех ему принесли как раз роли демонических персонажей.) Произведение подверглось нападкам как идеологически чуждое, но Климову удалось его отстоять. С 1932 года Иванов пел в Ленинградском Малом оперном театре. Это было счастливое время, хотя небогатое – приходилось не только заниматься пением, но и преподавать, чтобы кормить семью.

В середине 30-х Иванову пришла в голову поработать с К.С. Станиславским – хотелось спеть Риголетто в опере Верди, которую тот готовил в постановке. Партия была хорошо знакома и как следует отработана Ивановым на спектаклях в Малом театре. Отпросившись у худрука Малого театра Самуила Самосуда (впоследствии тоже руководившего Большим театром – до 1944 года), он поехал в Москву, чтобы встретиться со Станиславским. Константин Сергеевич принял артиста тепло, включил в труппу – именно он вдохновлял Иванова петь драматические роли, в том числе Демона. Алексей Петрович с женой жили в его доме в Леонтьевском переулке. К сожалению, постановка «Риголетто» так и не состоялась.

После возвращения в Ленинград и недолгой работы в Саратовском театре оперы и балета им. Чернышевского и Горьковском театре им. Пушкина он снова приехал в Москву. Дебютным спектаклем в Большом был так долго ожидаемый им «Риголетто» в 1938-м. Впоследствии Алексей Петрович выступил и как постановщик той самой оперы «Риголетто» в ГАБТ – она имела успех и шла долгие годы. Позже  – Грязной, Мазепа, Мурман, Эскамильо, Нагульнов и другие ведущие партии в Большом и его филиале. За 100 дней до войны Иванов въехал в свою первую московскую квартиру.

 

Война и мир. Зарубежные гастроли. Занавес

Деятельность Большого не остановилась и в Великую Отечественную войну. Иванов в составе команды самозащиты сбрасывал и тушил зажигательные бомбы. В октябре 41-го вместе с другими артистами эвакуировался в Куйбышев, труппа начала восстанавливать спектакли. Артисты должны были приближать победу над врагом. Алексей Иванов выезжал с концертами на фронт, выступая с Козловским (так началась их дружба).  В ноябре 42-го, когда театр вернулся обратно в столицу, он тоже возвратился туда. Работа Большого в военные годы велась под наблюдением Иосифа Сталина.

Вождь любил слушать Иванова и высоко ценил его талант. Когда Берия, пожелав насолить артисту, пожаловался Сталину, что тот до сих пор не в партии, тот осадил его: «Лешу не трогай. У него все хорошо».

В июле 1945 года группа артистов, в числе которых был А.П.Иванов, выехала на гастроли в Вену. Эти гастроли имели огромное значение – они возвещали о начале мирной жизни, а по выступлениям артистов капиталистический мир судил обо всей нашей стране. Во время выступления Алексея Иванова в Венской опере на сцену вышла вдова Федора Шаляпина с алмазной лентой (подарком мецената Саввы Мамонтова), которую она повязала ему на шею. Потом был целый ряд гастролей на знаменитых сценах мира: Ковент-Гарден в Лондоне, Метрополитен-Опера в Нью-Йорке, Ла Скала в Милане, Королевская опера в Стокгольме. Но не меньше радовали артиста концерты для жителей всех уголков Советского Союза – в том числе в Калинине, Бежецке, родном селе Чижове.

По завершении карьеры в Большом (1967 год) было преподавание в Загорской духовной семинарии, период регентства в церковном хоре собора Василия Блаженного. Продолжал выступать, писал учебники и мемуары, работал с молодежью, участвовал в передачах на телевидении и радио. Умер Алексей Иванов 27 февраля 1982 года от инсульта. Пел «Широка страна моя родная» даже в день своей смерти – для соседей по больничной палате. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

 

«Дядя Лёня»

Каким был «дядя Лёня», как его звали родные, в кругу самых близких? Константин Ильинский вспоминает: в первую очередь – независимым человеком, имевшим точку зрения на все события, не всегда высказывавшим ее. Однако когда Иванова спросили, что он думает о «Докторе Живаго» Пастернака, которого тогда подвергали травле, осмелился ответить: «Трудно судить о произведении, которого не читал». Когда его бабушку – сестру певца Марию Петровну – посадили на восемь месяцев в бежецкую тюрьму по ложному доносу, помогал ее семье, 14-летнему сыну. Вскоре бабушку освободили (без участия брата), а потом реабилитировали и наградили орденами.

Позже дядя Лёня поддерживал племянника и во взрослой жизни – например, добился получения им трехкомнатную квартиру в Калинине (в Южном) в 1977 году, найдя нужные слова для председателя областного комитета партии. Вообще он был готов прийти на помощь всегда. «Когда я был маленьким, – вспоминает Константин Ильинский, – дядя Лёня приехал к нам и увидел, что я катаюсь на велосипеде с проколотой шиной. Тут же привез струбцину для ремонта. До сих пор я храню этот инструмент как память».

 

Несмотря на мировую славу, Иванов оставался простым и улыбчивым человеком. Были бесплатные концерты и накрытые столы для чижовцев, задушевные разговоры с ними  – он не делал различий между власть имущими и сельскими соседями. Любил слушать, как поет молодежь, многим музыкантам дал путевку в жизнь – например, послушав пятнадцатилетнего Дмитрия Хворостовского на подмосковной даче в Петрово-Дальнем, сказал: «У этого мальчика большое будущее».

При насыщенной жизни, плотный график гастролей и репетиций, Алексей Иванов оставался верен некоторым бытовым привычкам всегда. Как бы ни было трудно, он всегда находил время для сна между двумя и тремя часами дня. Это помогало сохранить здоровье и силы.

 

Память о выдающемся земляке

В тверской прессе публикаций об Иванове с 1970-х годов почти не было, но интерес к его творческому наследию сейчас усиливается.

В 2004 году, к 100-летию со дня рождения, администрация  Бежецкого района, родственники певца, при участии комитета по делам культуры Тверской области учредили Культурный фонд А.П. Иванова. Одним из попечителей выступил родственник артиста меценат из Тулы  Александр Иванов. В том же году, по инициативе фонда, в Бежецке был установлен памятник певцу работы Андрея Ковальчука. Этот же скульптор стал автором памятной доски на музее певца, открывшемся в 2012 году, в Культурно-деловом центре «Домъ Иванова» в Бежецке.

В 2006 г. Бежецкой школе № 3 с углубленным изучением музыкальных предметов присвоили имя А.П. Иванова. Появился школьный музей артиста. Фонд участвует в организации концертов, вечеров памяти Алексея Иванова, в проведении Международного конкурса вокалистов им. А.П. Иванова в Твери. Он носит его имя с 2007 года и призван искать новые имена, поддерживать молодые таланты и популяризировать оперное искусство. Финалисты получают стипендию фонда и с успехом выступают за рубежом. В этом году гала-концерт XI Международного конкурса вокалистов им. А.П. Иванова должен пройти в Тверской филармонии 6 декабря.

Редакция журнала «Реноме» выступает с инициативой размещения бюста выдающегося бежечанина в областной столице (в том числе с привлечением спонсорских средств). На наш взгляд, например, идеальным местом для памятника была бы Театральная площадь – культурный центр города, место притяжения туристов, – рядом с бюстом Сергея Лемешева. Было бы очень хорошо, если бы в будущем здесь разместилась целая галерея памятников известных деятелей культуры, связанных с тверской землей. Мы надеемся быть услышанными и поддержанными со стороны тех, от кого зависит развитие культуры!

Ольга КУЗНЕЦОВА

Фото из архива Константина Ильинского

Адрес редакции: 170100, Тверь, Вагжановский пер., д. 9 офис 311
Тел./факс: (4822) 57-00-70, тел./факс: (4822) 41-95-18
Мы в соц сетях:
Яндекс.Метрика