Black&White Mood Photo
Для тех, кто вдруг не знает! Марат КАРАПЕТЯН – композитор, певец, гитарист, автор нашумевшей книги «Арт-директор». А совсем недавно он предстал перед нами в новом амплуа. В кофейне «Таун» открылась его совершенно потрясающая выставка. Почему, как и когда Марат вдруг решил заняться фотоискусством – об этом в нашем интервью!
Черное и белое – это компромисс
– Марат, скажи, пожалуйста: как ты, серьезный человек, который помимо музыки профессионально занимался и занимается еще и финансами, вдруг решил заняться фотографией – делом, в общем-то, неблагодарным?
– От безысходности (смеется). Всю жизнь мечтал заняться живописью, всегда завидовал художникам, всегда был на одной линии с теми, кто умел рисовать. Мне импонировало то, что многие легендарные музыканты умели прекрасно это делать. Джон Леннон, как мы помним, учился в Ливерпульском арт-колледже. Кит Ричардс из «Роллинг Стоунз» тоже хорошо рисовал. Музыканты группы «Пинк Флойд» – вообще архитекторы. И я в один прекрасный день прикинул: а может, самому попробовать? Если не рисовать, то фотографировать? И, конечно, на меня оказал очень большое влияние наш прекрасный фотограф Виталий Шустров, который многие годы фотографировал на моих концертах и вечеринках. В итоге я отсмотрел, не знаю, наверное, тысячи снимков, и, видимо, глаз уже научился из всего этого обилия выбирать лучшее.
– Почему все-таки черно-белые фото?
– Наверное, потому, что я битломан. А музыканты «Битлз» в 1960 году, когда впервые приехали в Гамбург, встретились там с фотографом, кардинально повлиявшим на их судьбу. Ее звали Астрид Кирхгерр. Она сказала: «Ребята, давайте я изменю ваш стиль» и начала их фотографировать на черно-белую пленку. Впоследствии эта фотосессия стала самой известной. И никто долго не мог сделать что-то подобное! В общем, черно-белые фото – это такой рок-стиль. Многие музыканты мечтают фотографироваться в этом формате. Черное и белое – это компромисс: либо да, либо нет, либо плюс, либо минус! Черно-белая подача концентрирует зрителя сильнее, он четко видит, что хотел сказать автор, не отвлекаясь на цвета. То же самое и в кино.
– И твой любимый черно-белый фильм?
– Фильм Джима Джармуша «Мертвец» с Джонни Деппом в главной роли, снятый в 1995 году, с прекрасной музыкой Нила Янга. Черно-белая фотография, черно-белые обложки, черно-белые афиши, черно-белое кино как магнит притягивают и не отпускают. И когда красивые женщины спрашивают меня, что надеть, непременно отвечаю: черное платье – и красная помада на губы. Все!
Прорвись на другую сторону!
– Скажи, пожалуйста: на твой взгляд, чем творческий человек отличается от нетворческого? Вот какие мысли проносятся у тебя в голове, когда ты создаешь эти прекрасные и нетривиальные, главное, произведения?
– Знаешь, я всегда хотел запечатлеть в своих работах определенный порыв души. Мне никогда не нравилось фотографировать что-то красивое. Я много фотографировал такие места, как свалки, вокзалы, заброшенные дома. Мне нравится показывать либо радость и восторг, либо грусть, упадок, разочарование. Мне очень важен образ, настроение. Да, и моя рок-группа называется «The Mood» (настроение – прим. ред.). Мне интересно показать лица людей, которые, например, чем-то обеспокоены, все эмоции у них в этот момент на лице…
– А сам ты грустный человек?..
– Если по-хорошему, то я, скорее всего, даже мрачный. Но стараюсь с этим бороться, и чем я мрачнее, тем больше шучу (улыбается). Видно, раздвоение такое. Мне кажется, что я и не грустный, и не веселый, я – сосредоточенный на какой-то идее.
– По твоему мнению, самая лучшая фотография на этой выставке – какая?
– Самая лучшая – это фотография моей мамы и моей племянницы. Они родились почти в один день, но с перерывом в много-много лет. И когда я вижу их вместе, мне кажется, что моя мама превращается в мою племянницу и наоборот. Между ними большая взаимосвязь и гармония, хотя они много спорят друг с другом и даже ругаются. Так вот у меня есть фото, где они стоят вдвоем, а мне кажется, что это – один человек.
– Если бы ты сделал фоторяд из всех работ с выставки, то какую музыку ты положил бы фоном? Хотя я, кажется, знаю ответ…
– Это была бы музыка группы «The Doors»…
– Так я и знала!
– Джим Моррисон говорил, что для человека очень важно избавиться от страха и открыть двери восприятия. «Break On Through (To the Other Side)» – «Прорвись на другую сторону!» В чем трагедия современного общества? Люди живут по инструкции. Появление на свет, школа, вуз¸ свадьба, ипотека, кредит на машину и образование, дети, дача, дом, опять ипотека, смерть. Человек постоянно говорит себе: ничего, ничего, я сейчас вот это сделаю, а потом… А когда потом? Потом может и не быть. Мне кажется, в этом плане музыка «The Doors», особенно песня «Love Me Two Times» («Люби меня дважды»), символична. Герой говорит девушке: люби меня сегодня и за завтра, потому что завтра я уеду…
Мне никто не позирует!
– Философия понятна. А теперь практический вопрос: ты снимаешь на какой фотоаппарат?
– Все свои снимки я делаю на айфон. И хочу передать привет покойному Стиву Джобсу, который создал замечательный аппарат. Уверен, что мы находимся в поворотном моменте истории; возможно, скоро и фильмы будут снимать на подобные гаджеты. Мне важно делать все быстро. В отличие от фотографов я не стремлюсь нащелкать много кадров. Один, два, максимум три кадра. То есть я сразу вижу картинку и тут же ее запечатлеваю. Более того, стараюсь никогда не фотографировать, если человек об этом знает. Все мои снимки сделаны внезапно. Мне никто не позирует! Еще хочу сказать, что я никогда не учился фотографии, не занимался на вебинарах, не ходил на лекции. Мне кажется, творчество должно быть естественно!
– Отлично. Как насчет творческих планов?
– Здесь, в кофейне «Таун», выставлены 20 работ. Но уже готовы еще 20. Наверное, представим и их. Плюс еще друзья из Москвы уговаривают меня выставиться в Московском доме фотографии на Остоженке. Посмотрим!
– Будем обязательно следить за твоими проектами и освещать их!
– Не сомневался, тем более что журнал «Реноме» всегда откликается на все новое и интересное. Спасибо вам!
Беседовала Нина МЕТЛИНА
Человек со своим взглядом на вещи
Если раньше я хотел озвучить то, что вижу,
То теперь хочу показать то, что слышу.
МК
Творец сам определяет, что хочет сказать миру. Или спеть. Или показать. Способы выражения таланта могут меняться, преломляясь в призме опыта и развития. Но именно он, талант, помогает человеку нестандартно смотреть на, казалось бы, совершенно обычные вещи и ситуации. И затем уже транслировать свой взгляд другим. И мы удивляемся: как? Это все происходит вокруг нас?
Марат – начинающий фотограф. Вы чувствуете, как прекрасно и завораживающе это звучит? Начинающий. Значит, все еще впереди и перед нами неопытный, но подающий надежды новичок, которого маститый член какого-нибудь союза может снисходительно потрепать по плечу: ну-с, что там у вас? С какой камерой работаете?
Нет. Наш герой не новичок. Не новичок в таланте. Он просто не боится начинать.
Мой друг, писатель и блюзмен,
Теперь талантливый фотограф.
Пока совсем не стал звездой,
Пойду-ка попрошу автограф.
Да, это о нем. Когда он впервые прислал мне несколько снимков, я не сразу понял, что он сделал их только что, находясь рядом со мной. Он сфотографировал то, мимо чего я прохожу каждый день, не задумываясь, никогда не наклоняясь, не присаживаясь на корточки или ложась на землю.
Знакомьтесь. Марат Карапетян. Гитарист. Музыкант. Бессменный лидер группы The Mood. Автор великолепного долгоиграющего проекта Doors are opened. Обладатель классического хрипловатого блюзового баритона и нетривиальных мыслей. Автор романа «Арт-директор» и многих других, пока ненаписанных песен и книг, которые уже живут в его голове. И я бы не стал употреблять старомодное слово «фотограф». Человек со своим взглядом на вещи.
P.S. Последние события показали, что человек, изолированный от живого искусства, даже в относительно мягкой и непродолжительной форме, начинает испытывать тревогу, беспокойство и депрессию. Берегите талантливых людей! Они делают нашу жизнь осмысленной и интересной.
Прививая нас от идиотизма общества потребления.
Игорь ПОЛЯКОВ,
гитарист и певец