«ПРОСТЫЕ» ИСТИНЫ БОЛЬШОГО ЧЕЛОВЕКА
Рассказать историю об интересном герое, тем более докторе, – что может быть увлекательнее для любого пишущего человека? Однако сегодняшнее повествование особенное, ибо я хочу рассказать о действительно удивительном для меня человеке, наделенном какой-то необыкновенной душевной красотой и особенной харизмой, человеке, очень близком мне по духу и дорогом моему сердцу. Эта история о докторе, который для меня является олицетворением всего самого чистого и лучшего в медицинской профессии. И как бы пафосно ни прозвучали сейчас мои слова, сказать я их просто обязан: именно этому человеку я благодарен за то, что, глядя на него и имея счастье общаться с ним, ни единого раза я не захотел бросить медицинский институт и уйти в какую-то другую сферу интересов; именно он, наверное, сам не ведая того, стал для меня реальным примером для подражания, живым эталоном высшей степени профессионализма, человеком, которым всегда хотелось и хочется восхищаться.
Мой сегодняшний герой – выдающийся ученый, одаренный практический хирург и необыкновенно талантливый организатор, член-корреспондент Российской академии наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор Борис Николаевич Давыдов, которого совершенно справедливо считают «духовным лидером» многие поколения выпускников Тверского медицинского университета.
ДРАГОЦЕННАЯ ПРОСТОТА
Как говорится в народе – все мы родом из детства. Именно атмосфера детских лет, на мой взгляд, стала фундаментом многих выдающихся успехов будущего ученого и врача. Борис Давыдов родился и вырос в маленьком городке Торжке Тверской губернии, в семье простых, открытых и трудолюбивых людей. С раннего детства родители прививали своим чадам самые обыкновенные и важные человеческие ценности: почитать старших, не обижать младших, уважать труд, любить землю, на которой ты живешь и трудишься. А еще – всегда быть предельно честным перед людьми и самим собой. Казалось бы, ну чего здесь особенного, просто и, в общем-то, банально. Только вот история нам, увы, показывает, что, достигая значимых вершин и добиваясь высоких чинов, далеко не каждый человек способен пронести эти «банальные» ценности через всю свою жизнь, сохранить их, преумножить и передать потомкам. Борису Николаевичу это удалось.
Когда юный Боря Давыдов из провинциальной крестьянской избы шагнул в новую городскую жизнь и неожиданно для родственников поступил на стоматологический факультет Калининского медицинского института, а потом стремительно и уверенно пошел вверх по карьерной лестнице, его мудрый и прямолинейный отец всегда спрашивал его только о двух вещах: «Лечишь ли ты больных и не обижаешь ли ты людей?» Положительные ответы именно на эти простые вопросы, как признается сам Борис Николаевич, стали для него главной заповедью и путеводителем и в жизни, и в профессии.
Вообще, как утверждают многие старожилы университета, из Бориса Давыдова мог бы получиться превосходный теоретик науки. На первых курсах института он мог часами напролет сидеть на кафедре биологии или гистологии за микроскопом, самостоятельно овладел методиками подготовки препаратов, мог легко посоревноваться в теоретической подготовке со многими молодыми педагогами. Тяга к исследовательской деятельности и эксперименту в нем проснулась чуть ли не с первого дня обучения, поэтому студент Давыдов «засветился» сразу на нескольких кафедрах, где увлеченно и успешно занимался научными поисками. Уже в эти годы проявилось его серьезное и вдумчивое отношение ко всему, что делаешь и за что отвечаешь. Впоследствии этот принцип определил стиль работы и жизни. Позже Бориса Николаевича будут активно звать на многие кафедры в аспирантуру, но генетическая тяга практически помогать людям и, как мы теперь понимаем, простой отцовский завет в корне изменили его судьбу.
МАСШТАБ МАСТЕРСТВА
В 1962 году успешный молодой ученый, автор более десятка научных публикаций Борис Давыдов с отличием оканчивает институт и вместо заветной для многих однокашников аспирантуры выбирает практическую врачебную деятельность. По распределению его направляют в Ленинградскую область, в рядовую районную больницу поселка Назия, что близ Старой Ладоги. И работает он здесь совсем не стоматологом, как можно предположить, а ни много ни мало общим хирургом, который очень скоро начинает самостоятельно проводить сложнейшие операции на брюшной полости и даже становится заведующим отделением. Этот весьма неожиданный и бесценный клинический опыт окончательно убедил молодого доктора в том, что именно с хирургией он хочет связать свою судьбу. Но совсем о другой хирургии мечтал тогда Борис Давыдов: той, которая бы логично «рифмовалась» с его основной стоматологической стезей. К тому же не давала покоя и тяга к экспериментальной деятельности, которую он не прерывал даже вдали от родного города. Именно поэтому Борис Давыдов с радостью принимает приглашение своего учителя, профессора кафедры хирургической стоматологии Павла Наумова, поступать в аспирантуру к нему и возвращается в любимый КГМИ. На этот раз навсегда.
С 1964 года начинается непрерывный и успешный марафон поступательного формирования и роста профессиональной личности Бориса Николаевича Давыдова: аспирант, кандидат наук, ассистент, доцент, доктор наук, профессор, заведующий кафедрой. Где-то посередине этого пути он сворачивает в сторону и выбирает для себя совершенно новое, перспективное по тем временам направление – детскую стоматологию. И в ней увлеченно занимается самой сложной и ответственной проблематикой – хирургией врожденных пороков лица у детей. Этой тематике посвящены его кандидатская, а затем и докторская диссертации, которые он защитил под руководством своего учителя в детской стоматологии, профессора Рафаила Новоселова.
Необыкновенная трудоспособность и генетическое трудолюбие, неистребимое желание докопаться до истины и достичь максимального результата во всем, что ты делаешь, а также непреодолимое стремление постоянно двигаться вперед и открывать для себя что-то новое и непременно сложное стали для Бориса Николаевича чертой характера и авторским стилем. Я много общался со Светланой Дмитриевной Кухаренко, известным детским хирургом и критичным и требовательным профессионалом-практиком, которой посчастливилось работать с доктором Давыдовым в одной операционной. Она так характеризовала хирургическую деятельность Бориса Николаевича: «Он оперировал виртуозно! А как точно, изящно и профессионально! Ни одного лишнего движения рук, ход каждой операции тщательно продуман и рассчитан до малейшего нюанса, все направлено на максимальный результат. Любоваться его операциями для меня, не принимающей халтуру и самодеятельность в хирургии, было огромным удовольствием и большой радостью. Удивительная атмосфера, царившая в эти минуты в операционной, говорила об одном – здесь работает настоящий Большой Хирург!» Добавить к сказанному можно лишь то, что профессор Б.Н. Давыдов не только преуспел в своей практической деятельности, но и стал лидером и настоящим авторитетом в детской челюстно-лицевой хирургии в нашей стране. Он является разработчиком нескольких собственных хирургических методик в лечении таких тяжелых генетических патологий как «волчья пасть» и «заячья губа», которые до сегодняшнего дня не имеют аналогов и широко применяются специалистами во всем мире.
Кроме того, профессор Борис Николаевич Давыдов создал огромную научную и практическую школу талантливых учеников – под его руководством защищено три докторские и 29 кандидатских диссертаций; из-под его пера вышли в свет более 400 статей, десятки монографий, учебников и пособий, по которым до сегодняшнего дня учатся новые поколения будущих стоматологов. Поистине выдающиеся профессиональные заслуги Б.Н. Давыдова высоко оценены медицинским сообществом – среди многочисленных наград и регалий стоит отдельно вспомнить звания заслуженного деятеля науки РФ и члена-корреспондента Российской академии наук. Этого уже вполне достаточно, чтобы войти в историю отечественной медицины. Но профессор Б.Н. Давыдов – слишком многогранная личность, истинный масштаб которой невозможно оценить без упоминания о его самобытном организаторском таланте.
ИСТИННОЕ ПРИЗВАНИЕ
Борису Николаевичу как никому другому очень повезло с учителями. Кроме вышеперечисленных профессоров-стоматологов, он многим обязан прозорливому взгляду известного тверского профессора-инфекциониста, члена-корреспондента РАМН Олега Дунаевского. Именно он, будучи тогдашним ректором КГМИ, однажды запомнил эмоциональное выступление молодого кандидата наук Бориса Давыдова, который с большой трибуны призвал своих коллег по-иному относиться к студентам, проявлять к ним максимум уважения и обращаться исключительно по имени и отчеству. Эти слова вызвали большой отклик в преподавательской среде и огромный положительный резонанс среди студентов. Именно тогда Олег Арсеньевич, как он сам однажды вспоминал, посмотрел на молодого доктора другими глазами и почувствовал в Давыдове большую перспективу. Совсем скоро молодой доцент станет заместителем, а потом и деканом родного факультета, спустя еще несколько лет ему предложат должность первого проректора. Именно Борису Николаевичу профессор О.А. Дунаевский передаст и свой руководящий пост. Спустя десятилетие с трибуны ученого совета академии он признается: «Я не ошибся! Талантливый ученик блестяще превзошел своего учителя!»
В 2019 году Тверской ГМУ отметил громкую дату – 65-летие со дня основания на тверской земле. И если вдуматься, треть этого времени, а именно 21 год, профессор Б.Н. Давыдов был его бессменным ректором. Совершенно не приукрашу, если озвучу мнение подавляющего большинства моих учителей и сегодняшних коллег по работе в вузе: эти годы вошли в историю alma mater как самое лучшее и светлое время, их так и называют – «золотая эпоха» Бориса Давыдова.
За время руководства вузом Борисом Давыдовым открыты четыре новых факультета – педиатрический, факультет постдипломного образования, фармацевтический и высшего медсестринского образования. История открытия первых двух – личная заслуга ректора Б.Н. Давыдову и его житейской и профессиональной мудрости и отчасти хитрости, ибо их появление не было согласовано с высшими инстанциями в Минздраве. Борису Николаевичу каким-то невероятным образом удалось объединить и подключить к решению этого вопроса все местные административные силы города и в итоге убедить столичных кураторов смягчиться и дать добро на их открытие. В непростое, переходное время лихих 90-х в стране многие институты закрывались полным составом, а в Калинине происходили настоящие чудеса высшего медицинского преобразования. Как это смогло произойти – для нас всех до сих пор остается большой загадкой, а для Б.Н. Давыдова – драгоценными воспоминаниями об интересной, напряженной и невероятно плодотворной работе в команде замечательных и достойных соратников и единомышленников, которых он вовремя разглядел и которым искренне доверился сам и доверил будущее своего родного вуза.
Кроме всего прочего, ректор Б.Н. Давыдов построил для вуза семь корпусов новых зданий, открыл более 20 принципиально новых функциональных подразделений, впервые в стране создал уникальную систему международного медицинского образования, подписал договоры о многолетнем сотрудничестве с медицинскими университетами Германии, Индии, Ливана, Сирии и других стран, создал первую собственную клиническую базу академии… Перечислять все, что успел и сумел хорошего «натворить» для тверского здравоохранения и медицинского вуза этот уникальный руководитель, можно очень долго. Однако важнее вспомнить другое: профессор Борис Давыдов – это единственный в истории ТГМУ ректор, которого коллектив единогласно тайным голосованием выбирал на эту должность четыре раза подряд! И еще дважды после этого – на пост президента вуза! Как мне кажется, других иллюстраций заслуженного уважения в среде коллег и подчиненных искать излишне. Никакие, даже самые высокие и почетные, награды и регалии никогда не сравнятся с таким потрясающим доверием и признанием!
ИЗВЕЧНЫЙ ОТВЕТ
Сегодняшние рабочие будни профессора Б.Н. Давыдова, которому в нынешнем мае исполнится 81 год, также неразрывно связаны с родным вузом. С ним же связали свою судьбу и его близкие: сегодняшняя супруга Валентина Николаевна долгие годы была доцентом академии и руководила отделом аспирантуры вуза; сын Алексей тоже стал хирургом и недавно возглавил кафедру, на которой начинал свой научный путь Борис Николаевич; дочь Ирина окончила лечебный факультет, защитила кандидатскую диссертацию и успешно занимается практической косметологией, работает доцентом на кафедре. Важно сегодня вспомнить, что первая супруга Бориса Николаевича, ныне, к сожалению, уже ушедшая из жизни Злата Ивановна, тоже была врачом-стоматологом и, хоть и не работала в институте, долгие годы была главным помощником и соратником любимого мужа в хирургической операционной. Среди многочисленных внуков тоже есть дипломированные врачи и ученые, но об их успехах подробно говорить пока рановато…
Сам же Борис Николаевич Давыдов до сих пор в строю, много работает, защищает учеников, пишет монографии и статьи, проводит масштабные стоматологические конференции и руководит диссертационным советом вуза. Он полон сил, энергии, научных планов и проектов. А еще – два-три раза в неделю консультирует сложных пациентов в клинике и непременно старается помочь всем, кто обращается к нему за помощью или советом. Отказывать людям, как мне кажется, он до сих пор так и не научился – этакая «нестандартная» черта волевого и сильного характера. А истина проста – для него по-прежнему остается единственно верным внутренний ответ на те два судьбоносных вопроса, которые когда-то давно задавал ему теперь уже ушедший в светлую вечность строгий отец…
Абсолютно уверен, что Николай Алексеевич и сегодня откуда-то сверху не перестает незримо гордиться своим удивительно послушным и талантливым сыном…
Максим СТРАХОВ,
кандидат медицинских наук,
член Союза российских писателей