Подписаться на рассылку

Вы можете подписаться на нашу рассылку, заполнив необходимые поля снизу. Будьте в курсе всех новых мероприятий и новостей.

Владимир Архаров: Не мыслю своей жизни вне собора

Так получилось, что мы встретились с Владимиром Архаровым, когда он только что оправился после болезни. Владимир Борисович много лет стоял у руководства тверского регионального благотворительного фонда «СОБОР» (в последнее время был заместителем управляющего), и мне хотелось узнать от него новости по строительству главного храма Твери – Спасо-Преображенского кафедрального собора. В итоге это небольшое интервью оказалось последним в его жизни: 27 апреля его не стало. Даже сверить текст с Владимиром Борисовичем не получится. Вспомним нашу беседу…

– Нина, сразу скажу: я не участвовал в создании фонда. У истоков стояли Валерий Викторович Гусев, меценат, и Александр Петрович Белоусов, мэр города Твери. Благодаря им идея возрождения храма нашла сторонников. Люди начали помогать, финансировать, конечно, были спады и подъемы, немало было и споров.

Помнится, многие в 2003 году не понимали, зачем это надо…

– Это объяснимо. Перед глазами тверичан всегда был Путевой дворец , а то, что рядом испокон веков высился собор, знали далеко не все. Были разные точки зрения. Но поймите, те, кто видит в соборе только аккуратно уложенную груду кирпичей, ошибаются. Они не задумываются о том, что речь идет, по сути, о возрождении крупнейшего духовного центра Верхневолжья и не только. Они не помнят, что в нем венчался небесный заступник Твери князь Михаил Тверской. Они не помнят, что всемирно известный путешественник Афанасий Никитин именно в этом храме получил благословение на свое путешествие. И эту тему можно продолжать.

– Вы с самого начала участвовали в процессе строительства храма – с 2012 года. Как все это было?

– Пришли две машины из Кесовой Горы на площадь, на которой, кроме Михаила Ивановича Калинина (памятник – прим. ред.), никого нет (улыбается). И разгружалисьони прямо на ней. Мы по очереди – ночь я, ночь Валерий Гусев  – дежурили, охраняли эти пиломатериалы. Через несколько дней приехали рабочие, привезли вагончики, начали ставить забор. И тогда все началось…

– Были еще археологические раскопки?

– Они были и до этого времени, но выборочно. А здесь исследования начались уже масштабно. Был заключен договор с Институтом археологии Российской Академии наук, и приступили к ним. Но все  начиналось по благословению Божию. Молебны служились на самой площадке, у котлована.

– Что лично вами двигало? Почему вы взялись за это непонятное для многих на тот момент дело, простите за такие слова?

– Ситуация сложилась очень интересная. На тот момент у меня была своя организация, я плотно занимался сотрудничеством с Беларусью, и все шло своим чередом. Однажды я пришел на молебен, и вдруг меня словно осенило: понял, что мое место здесь, я хочу и буду участвовать в восстановлении этого храма. И бросил все. Может, это действительно мое самое главное дело в жизни?

Знаете, в дальнейшем не важно, кем я буду после того как собор будет построен. Может, просто сторожем. Но все равно своей жизни вне собора я не представляю.

При фонде создан попечительский совет, туда вошли достойные люди. Да, были разные трения с бывшими руководителями области. Были даже моменты, когда котлован хотели засыпать . Но сейчас все это позади. И знаете, все это движение пошло только благодаря главе тверского региона Игорю Михайловичу Рудене. Сразу же, с момента своего прихода в 2016 году, он активно подключился к делу строительства храма. Он и владыка Савва – сопредседатели попечительского совета фонда. И слава Богу, что у нас православный, воцерковленный губернатор! Он с самого начала перечислил в фонд свою собственную зарплату, бросил клич своему ближайшему окружению, которое тоже начало присоединяться к делу восстановления храма.

– И строительство пошло просто астрономическими темпами... Бизнес тоже помогал?

– Безусловно. Была помощь и деньгами, и ресурсами. Причем все люди делали это не для того, чтобы афишировать свою благотворительность. Исключительно по зову сердца… Как бы это странно ни звучало, но собор отсеивает людей, он отводит тех, кто преследует коммерческие интересы, и наоборот, объединяет вокруг себя тех, кто творит добро. Мне бы хотелось сказать огромное спасибо, поклониться в пояс тем, кто помогает строительству собора. Неважно – деньгами или поддержкой. Кроме того, хочу сказать спасибо всем, кто выступает против собора. Потому что они волей-неволей привлекают внимание к нашему общему делу и один недовольный притягивает несколько довольных.

– На данный момент что происходит на стройке?

-Понятно, что возведены стены, установлены купола, снаружи создается впечатление завершенности. Но очень много работы. Сейчас идет монтаж медной кровли. На данный момент все зависит от финансирования. Трудная ситуация у всех, вызванная коронавирусом, у губернатора много других забот. Но Господь посылает нам испытания, которые мы можем вынести. Поэтому мы должны извлечь свои уроки и продолжать дело. Иконостас практически готов, он находится у изготовителя. Мы не можем установить его в храме, пока не обустроены теплые полы и нет чистовой отделки. Предстоит сделать декор на окнах и входных группах, облицевать гранитом цоколь и входные группы. Также предстоит еще оборудовать коммуникации внутри собора, пока они временные. Кроме того, предстоит и строительство красавицы-колокольни.

– Когда все будет готово, какие иконы будут размещены на иконостасе? Те самые, которые были в прежнем храме? Они сохранились?

– Эти иконы сохранились и находятся сейчас в музеях, в том числе и в нашем областном краеведческом. Но принято решение, что иконостас будут украшать современные иконы. И сейчас, насколько я знаю, их пишут тверские иконописцы.

– Владимир Борисович, о чем вы мечтаете? Что будете делать, когда храм наконец предстанет во всей своей красе?

– Конечно, мне хочется увидеть то время, когда собор будет наполнен жизнью, молитвой и духовностью. И когда-то так оно и будет. К этому надо стремиться каждому и вносить потихонечку свою лепту…

Беседовала Нина МЕТЛИНА

 

От первого лица

Собор засияет во всем своем великолепии

«Владимир Архаров был уникальным человеком. Он совмещал в себе веру, жизнелюбие, кипучую энергию, безотказность, великое терпение. Он стоял у самых истоков воссоздания кафедрального Спасо-Преображенского собора и почти довел дело своей жизни до конца. Мы обязательно завершим незавершенное, мы обязательно доделаем эту работу, и собор будет сиять во всем своем великолепии, в том числе и во славу Владимира Борисовича, человека, через которого Господь дал нам столько сил для святого дела».

Павел ПАРАМОНОВ, управляющий благотворительного фонда «Собор»

 

Символ возрождения Твери и святой Руси

«Несмотря на то, что время сейчас действительно особенное, мы должны объединиться  и продолжать строительство храма. Это важно для всех тверичан, Спасо-Преображенский собор - это символ духовного возрождения столицы Верхневолжья и Святой Руси. Тем более, мы должны завершить начатое в память о Владимире Борисовиче Архарове, для которого собор было смыслом всей его жизни. Он был одним из тех, с кем мы вместе стояли у истоков благого дела и с кем мы вместе мечтали, как можно быстрее завершить его. Это сейчас в наших силах». 

Олег ЛЕБЕДЕВ, председатель постоянного комитета по экономической политике и предпринимательству Законодательного Собрания Тверской области

Адрес редакции: 170100, Тверь, Вагжановский пер., д. 9 офис 311
Тел./факс: (4822) 57-00-70, тел./факс: (4822) 41-95-18
Мы в соц сетях:
Яндекс.Метрика