ЧЕЛОВЕК С ХАРАКТЕРОМ МАКСИМ ЛАРИН
Максим Ларин достаточно закрыт от публики, он не мелькает на светских тусовках, редко попадает под прицелы видеокамер. Он живет жизнью возглавляемого им «Афанасия», одного из лидирующих предприятий в регионе, и путешествиями вокруг света, о которых как раз любит рассказывать на своих страницах в социальных сетях. Он не любит говорить о себе, но тем не менее для нашего издания сделает исключение. Мы поговорим о хождении Максима Ларина в политику, об идеях, которые он генерирует для своего холдинга, о книгах, которые читает, а еще он ответит на вопрос: что для него счастье?..
«Мне не интересна политика в той форме, в которой она сейчас есть. Я пытался предложить процессы управления для чиновников, как управляют предприятиями, а именно систему мотивации по результатам исполнения планов. Планы должны быть публичными. Процесс работы чиновника – прозрачным с трансляцией на сайт основных управленческих действий в течение дня через онлайн-камеры. По итогам квартала – отчет о проделанной работе и оценка по мотивациям. Все это внедрить не удалось. Без таких управленческих процессов работать ничего не будет. Поэтому у нас мост через железную дорогу в поселок Крупской ремонтировать будут годами, а в Китае это сделают за пару суток».
Самое сложное – расставаться с людьми, в которых вложил время и душу
– Максим Владиславович, вы не похожи на других владельцев предприятий у нас в регионе. Вы – достаточно закрытый человек, «нетусовщик», вы стараетесь не быть вовлеченным в общие процессы и правила игры. По крайней мере, вы производите на людей такое впечатление. Это так? С чем это связано?
– Есть у любого человека то, что ему нравится, и то, что ему не нравится. Вот разговоры всякие вести с людьми, с которыми я мало знаком, я не люблю. Если, конечно, какой-то конкретный случай, где запланирована тема, в которой я разбираюсь, или могу повлиять на решение вопроса, то это не сложно для меня. А так я столько со своими людьми в холдинге спорю постоянно, что хочется после уединиться и что-то поделать своими руками в мастерской или на кухне.
– Холдинг «Афанасий» находится под вашим непосредственным управлением. Все эти годы, как вы стали руководить им после ухода отца, были окрашены в черные и белые полосы. Тем не менее вы удивительным образом выстояли и приумножили то, что вам досталось, скажем так, в наследство. Если пронализировать все произошедшие события, что было самым сложным?
– Самое сложное – это всегда расставаться с людьми, с которыми работаешь, в которых вкладываешь свое время и душу. Но у людей свои цели и своя жизнь. Рассуждения такие как – я проработал всю сознательную жизнь на «Афанасии» и теперь хочу поработать в крупной компании в большом городе.
– Вокруг вас целая команда единомышленников, топ-менеджеров, которые вместе с вами не один десяток лет. Как вам удается мотивировать их? Это деньги или что-то еще?
– Когда удается разглядеть в человеке таланты и дать возможность и волшебный пинок для раскрытия их, то человек начинает получать удовольствие от самореализации. Мозг начинает привыкать к эндорфинам, которые вырабатываются от успеха. Человеку уже просто ходить на работу и высиживать яйца не хочется. Поэтому какое-то время народ держится, пока на каком-то семинаре ему не скажут: «Да, ты такой крутой и давай к нам в Москву, у нас возможностей больше». Так что до определенного уровня знаний и масштаба моих способностей хватает удерживать лидерство, но есть предел, после которого уже рыночные обстоятельства и отсутствие профессионалов в сравнении со спросом берут верх.
Мне не интересна политика в той форме, в которой она сейчас есть
– Вы были в политике, являясь депутатом Законодательного собрания Тверской области в течение двух сроков. Какие уроки вынесли из этого периода своей жизни? Что удалось, а что нет? И хотелось бы пойти в политику во второй раз? Как вам ощущалось тогда в политической элите тверского региона? А что сейчас она представляет, на ваш взгляд?
– Я был в политике в общем счете 16 лет, то есть четыре раза выбирался. Но в политике надо уметь болтать языком, а дела делать там не принято. Разнарядка спускается всегда сверху. Любая инициатива убивается системой. В политике надо со всеми дружить и тусоваться. Тогда и вопросы решаются за стопкой и понятно: стоит двигать идею или нет смысла сотрясать воздух. Я пробовал меняться, но с характером рождаются. Поэтому я решил, что если сам не умею тусить, то пусть это делают мои коллеги по холдингу, для кого это не напряжно. Поэтому в политике я опосредованно участвую, в качестве креатора, скорее всего.
– Вам вообще интересна тема политики, власти? Почему некоторые люди, достигшие успеха в бизнесе, не могут прожить без этого, как без наркотика? А вы можете?
– Мне не интересна политика в той форме, в которой она сейчас есть. Я пытался предложить процессы управления для чиновников, как управляют предприятиями, а именно систему мотивации по результатам исполнения планов. Планы должны быть публичными. Процесс работы чиновника – прозрачным с трансляцией на сайт основных управленческих действий в течение дня через онлайн-камеры. По итогам квартала – отчет о проделанной работе и оценка по мотивациям. Все это внедрить не удалось. Без таких управленческих процессов работать ничего не будет. Поэтому у нас мост через железную дорогу в поселок Крупской ремонтировать будут годами, а в Китае это сделают за пару суток.
Чиновникам на все «фиолетово»
– Вы по натуре консерватор или реформатор? Что вообще хотелось бы взять и кардинально поменять на предприятии или в сознании людей?
– Сознание людей – это крепче алмаза. Что должно произойти, чтобы человек свои стереотипы изменил, я так и не уразумел. Я на холдинге годами поясняю людям: ваше здоровье в ваших руках. От того что вы едите, зависит состояние вашего организма. Если в машину залить дерьмовое топливо, то она вообще не поедет и ее после надо чинить. Народ наш покупает куриц, которые за месяц вместо трех вырастают на гормонах и антибиотиках на птицефабриках. Покупают красную рыбу из Финляндии, которая выращена в садках, с атрофированной нижней челюстью. Так это яд за свои деньги. Я запретил в нашей столовой покупать фабричных куриц, так народ бунтует.
Говорю всем, следите за своим здоровьем, вот корпоративная наша клиника сделает чек-ап организма вам. Народ говорит, мы не хотим, чтобы вы знали. А через некоторое время приходят и рыдают: мол, рак у меня 4 степени. Тема, короче, для меня больная. А еще мы вынуждены дышать фенолом, который каждый вечер выбрасывает соседнее предприятие «Крона». И всем прокуратурам и роспотребнадзорам плевать на эту проблему. Хотя бы приехали сами и подышали пару часов, и когда в глазах зарябит и тошнота подкатит, говорить «мы не знаем, что это за запах такой» никто не будет. Но чиновникам на все «фиолетово». Так что зачем мне такая политика нужна?
– Многие не понимают, почему вам близка тема, связанная с патриотическим воспитанием детей, этикой, правилами поведения в обществе, которую вы стали активно развивать и поддерживать несколько лет назад, когда была создана дружина «Афанасий», когда было издано пособие по этике и так далее. Довольны ли вы результатами, оправдались ли вложенные усилия? Удалось что-то изменить?
– Людям «фиолетово» все, что за пределами их квартиры. Люди привыкли хамить друг другу, ездить в машинах с битой, стрелять из травмата и т.д. Поэтому на Трехсвятской, когда сидит молодежь на корточках и лузгает семечки или когда машина с колонками на всю улицу громыхает противной музыкой, – всем комфортно. Так что ничего не удалось сделать. Никому ничего не надо.
– История создания экобутиков в нашем городе достойна отдельной темы. Кроме вас, пожалуй, никто так серьезно не занимался организацией сети магазинов здоровой еды. Сейчас добавилась еще и «сырная» тема. Но ведь наверняка существуют конкуренция и давление со стороны крупных супермаркетов и сетей. И вряд ли от этого направления бизнеса вы ожидаете больших дивидендов. Тем не менее вы вкладываетесь в этот сегмент рынка. Зачем? Что вами движет?
– Движет мной только идея. Однако уже достаточно людей, которые думают о своем здоровье. Я не могу производить химозное дерьмо. Но массовые каналы сбыта требуют этого. Поэтому мы делаем свои каналы.
Придумываю проекты, в которые никто сначала не верит
– Один из ваших друзей сказал так: «Ларина сложно охарактеризовать несколькими словами, потому что он очень многогранен. В некотором плане он авантюрный, в некотором плане все взвешивающий, но смелый, решительный и опытный. «Морской волк бизнеса» – так бы я его назвал. Без страха и сомнения он может броситься в любые начинания». Вы согласны с этим? В чем может проявляться ваш авантюризм?
– Трудно сказать. Скорее всего, я придумываю проекты, в которые никто сначала не верит. После их успешного внедрения люди забывают историю. И каждый раз мне приходится с народом спорить и преодолевать сопротивление. Похоже, я не умею делать самого основного – это заражать коллег идеей!
– Хотелось бы поговорить о личном. О вас говорят как о человеке, который любит спорт и экстрим. Вы смело покоряли горные вершины, спускаясь с них на сноуборде; виртуозно занимаетесь виндсерфингом, а еще вы заядлый охотник и отменный хоккеист. А мы хотели бы затронуть тему искусства и литературы. Какая музыка заставляет вас переживать, какая вдохновляет, под какую вы отдыхаете? Какая книга в свое время поразила все больше всего? А что читаете сейчас?
– На виндсерфе я действительно на приличном уровне, а вот хоккей у меня любительский. Читаю я только книги, которые помогают мне управлять бизнесом и людьми. Именно сейчас изучаю «Корпоративную религию» (Йеспер Кунде). Но пришлось прерваться, прочитать книгу по процессы по системе кайдзен, чтобы коллег вдохновить на необходимость ставить процессы, чтобы меньше напрягаться.
– А музыка?
– Шнура я слушаю и пью пиво.
– В вашей жизни много путешествий. А где не удалось побывать? А какое путешествие было самым запомнившимся, откуда вы привезли незабываемые впечатления, которыми можно поделиться с нами?.. Еще вы как-то сказали, что «едем мы в дальние страны не только за тем и не столько за тем, чтобы увидеть местные достопримечательности, а за тем, чтобы познать себя. И деньги потратятся впустую, если они будут потрачены не на путешествие, приведшее к духовным открытиям, а только на демонстрацию материальных возможностей и удовлетворению внешнего любопытства».
– Камчатка, Владивосток и Воркута – это сильные впечатления. А еще плато Путорано (горный массив, расположенный на северо-западе Среднесибирского плоскогорья – прим. ред.), аэродром для инопланетян, вспомню и – жутко. Пожалуй, вот.
Учу себя жить сегодняшним днем
– Вы любите цитаты великих людей. Вам, безусловно, любопытен ход их мыслей. По крайней мере, стены вашего холдинга пестрят самыми яркими афоризмами. А если бы вы написали свою книгу? О чем бы она была?
– «Когда состарюсь, издам книжонку про то, что, Ваня, мы с тобой в Париже нужны, как в русской бане пассатижи!» Высоцкий В.С.
– Вы хорошо знаете людей? Часто ли вы ошибались в них? Приходилось ли сожалеть о каких-либо отношениях? Кто для вас самые близкие люди сейчас? Пускаете ли вы посторонних в свою личную жизнь?
– Перефразирую Черчилля: «У меня нет друзей и нет длительных отношений, есть только интересы, которые на какое-то время сходятся, а после расходятся!» Жить так тяжело, но я учу себя жить сегодняшним днем, а хочется жить ожиданиями!
Бизнес для меня – это мой конструктор!
– Что для вас счастье? Материальные, духовные ценности, семья входят в это понятие?
– Счастье для меня – это момент, когда я собой доволен. Редкое время это. Дети со своими характерами и врожденными ценностями. Они точно не могут и не должны повторять нас. К этому надо привыкнуть. Я с этим стараюсь смириться.
– Согласны ли вы с тем, что от энергетического уровня руководителя зависит энергия всей компании, каждого сотрудника? Как «зажечь» себя для людей и не сгореть самому?
– Без лидера нет команды! Лидер всегда верит в успех и этим «зажигает» окружение!
– И последний вопрос. Если бы мы спросили: бизнес для вас – это увлекательная игра или смысл жизни? Что бы вы ответили?
– Это мой конструктор, которым я себя занимаю. Вероятно, через какое-то время это мне надоест. И тогда встанет вопрос: куда деть эти заботы с бизнесом?..
– Спасибо за беседу и долголетнее сотрудничество. И да, нам почему-то кажется, что подобный вопрос перед вами не встанет никогда!..
Беседовала Нина МЕТЛИНА