АБРЕК ВАЛИЕВ: Строим с любовью к людям!
Абрек Валиев, директор компании ООО «ТверьЖилДорСтрой», – тот тип руководителей, которых уже почти не осталось. Помимо колоссальной работоспособности, профессионализма, преданности своему делу его отличает столь редкая сегодня искренняя забота о людях, которые работают вместе с ним и для которых он строит. Его детище, компания «ТверьЖилДорСтрой», специализирующаяся в первую очередь на жилищном строительстве, за годы своей деятельности сумела заработать авторитет не только в Твери и Тверской области, но и за пределами региона
«Мне действительно хочется, чтобы здесь была небольшая Европа. Но мы лучше Европы! Я объездил много стран, побывал везде и могу сказать – лучше, чем у нас, нигде нет! Прежде всего это касается людей, отношений»
Абрек Юнусович родом из Дагестана, живет и работает в Тверской области уже без малого 45 лет. За это время он буквально врос корнями в верхневолжскую землю и искренне полюбил свою вторую родину. Здесь состоялась его карьера, здесь он нашел настоящих друзей и партнеров, с которыми идет по жизни, здесь встретил личное счастье.
Почетный дорожник и строитель России Абрек Валиев прошел свой профессиональный путь «от» и «до». Начинал мастером, был прорабом, начальником участка и, наконец, руководителем.
Как рассказывает он сам, «строительством» заболел еще в студенческие годы, когда поступил в Томский инженерно-строительный институт, который закончил с отличием. Трудовую деятельность начал старшим инженером облдоруправления в Узбекистане, потом было Андижанское ДРСУ и, наконец, город Калинин, куда Валиев приехал по приглашению друга.
– Абрек Юнусович, вы ведь стояли у истоков создания легендарной Чуприяновской дорожно-передвижной механизированной колонны, которая в Калининском районе считалась передовой. Помните, как все начиналось?
– Конечно! Когда мы только начинали работать, в 76-м, там еще даже сохранились окопы времен Великой Отечественной войны. Мы их обнаружили во время субботника. Как оказалось, именно в этом месте проходила линия обороны. Начинал я начальником участка, отработал почти десять лет и уходил уже с должности руководителя организации на новое место работы областного уровня. Прошел все ступени. Чуприяновская ДПМК действительно была одной из ведущих и внесла огромную лепту в развитие автодорог Калининского района. Мы брались за серьезные объемы работ, вводили до 10 километров новых дорог ежегодно, прокладывали асфальт по многим направлениям. Главное, выполняли работы качественно и в срок. Уже будучи руководителем, я старался выстроить эту базу так, чтобы люди могли трудиться в нормальных человеческих условиях.
– В вашей трудовой биографии особое место занимает областная организация «Тверьавтодор», где вы работали заместителем руководителя и отвечали за строительство и ремонт дорог уже на территории всего тверского региона.
– Да, в «Тверьавтодор», а далее в Дорожный фонд Тверской области меня пригласил Владимир Георгиевич Шеин. В начале действительно я занимался только дорогами: строительством и реконструкцией, а позже отвечал уже и за строительство жилья, баз и асфальтобетонных заводов. Когда только пришел, их было всего 11, а когда мы с Владимиром Георгиевичем уходили, то отстроили уже около 40 заводов. И все эти предприятия выпускали порядка 600 тысяч тонн асфальтобетонной смеси в год по всей области! В то время строительство велось активное: в среднем ежегодно прокладывалось порядка 200 километров новых дорог, а ремонтировалось порядка 700 километров. С началом 2000-х наступил тяжелый для дорожников период.
– Но в эти годы, несмотря на все сложности, ваша организация всегда откликалась на призыв о помощи того же города Твери.
– Помню, это был 2000-й, тяжелый год, когда не хватало денег, но мы работали и день и ночь. Тверь тогда испытывала большие сложности, все дороги разваливались. Проспект Чайковского, Орджоникидзе… на них было больно смотреть.
Тогдашний губернатор Владимир Игнатьевич Платов пригласил Владимира Георгиевича Шеина, который возглавлял Дорожный фонд Тверской области, и меня на встречу с мэром Твери Александром Белоусовым. Думали, как помочь столице Верхневолжья, и после этого силами нашей организации выполнили ремонт автодорог Твери на сумму в 42 миллиона рублей. Мы хорошо работали и с Белоусовым, и с Лебедевым. Сколько город ни обращался к нам, мы всегда ему помогали. Мы любим наш город и область.
– Как возникла ваша организация «ТверьЖилДорСтрой», которую вы возглавляете без пяти минут вот уже 15 лет? Что удалось сделать за этот период?
– Мы ее создали спустя какое-то время после ухода из «Дорфонда». Я ТЖДС возглавил в 2005 году. За эти годы мы отстроили около 100 тысяч квадратных метров жилья, включая комплексную застройку всего микрорайона «Тверца», ввели в эксплуатацию 22 жилых многоквартирных дома.
– Качество и комфорт являются определяющими для вас при строительстве жилья.
– Абсолютно верно. Раньше мы честно и добросовестно работали с дорогами, также продолжаем работать и с домами. Гарантийные обязательства несем в течение пяти лет.
Сегодня многие строительные фирмы перестали выполнять ряд работ. Мы же делаем все! Вплоть до предчистовой отделки. Делаем стяжки полов, остекление лоджий, штукатурные работы, электрику. То есть когда человек приобретает нашу квартиру, ему остается лишь поклеить обои и постелить чистый пол (ламинат). Мы стараемся в первую очередь для людей. Хочется, чтобы тем, кто покупает у нас жилье, было тепло, светло и комфортно. Поэтому строим дома с индивидуальным отоплением, выполняем на высшем уровне благоустройство прилегающей территории с максимальным количеством парковок, устанавливаем детские площадки. Во всех домах имеются встроенные стоянки (боксы) для хранения автомашин.
– Большое внимание вы уделяете материалам, которые используете при строительстве. И здесь вы весьма патриотичны.
– Обязательно! И я убежден, что на сегодняшний день наш силикатный кирпич – это лучший строительный материал, и не только в нашей области, но и за ее пределами. Мне есть с чем сравнить. Я был в Саратове, Волгограде, Махачкале, Узбекистане, Азербайджане и могу говорить абсолютно аргументированно, что наш материал лучший из лучших. И, если объект позволяет работать не с монолитом, а с кирпичом, я буду всегда работать именно с ним.
– Вы очень тщательно следите и за соблюдением технических требований и норм.
– У нас обязателен, кроме своего требовательного технического надзора, и авторский надзор. И мы всегда предлагаем проектировщикам принять в нем участие. Областной архнадзор очень строго проверяет наши объекты. Но нам нечего опасаться, мы их держим в достойном виде. Качество в первую очередь. Как и индивидуальный подход к каждому дольщику.
– Вы ведь занимаетесь строительством не только многоэтажного жилья, но и таунхаусов?
– Да, наши таунхаусы пользуются спросом, но это удовольствие не из дешевых. Они не могут стоить как квартиры и быть площадью в 50–100 метров. Наши таунхаусы имеют площадь 240 метров вместе с гаражом и небольшим участком, это практически целый дом с отдельным въездом. Мы не вводим наших покупателей в заблуждение, работаем честно. Вся информация о нас, нашей организации, стоимости квадратных метров возводимого нами жилья, документация размещены на нашем официальном сайте. Любой может с ними ознакомиться (сайт :https://tgds.ru/ )
– Над чем сейчас работает ваша организация «ТверьЖилДорСтрой»?
– Сегодня мы строим улицу Кольцевую, 81 (блок «ЮГ») – это порядка 10 тысяч квадратных метров жилья. По проектной декларации сдача объекта намечена на 23-й год. Но мы, скорее всего, уложимся быстрее и сдадим его на год раньше. Также строится 5-этажный жилой дом по улице Заречная, 23. Его мы должны сдать через год, в декабре, но, скорее всего, удастся сработать на опережение и сдать его летом. Это планы на ближайшие два года.
– Кто ваши покупатели? Это только тверские жители?
– Нет, не только. Покупают квартиры люди из Москвы, Краснодарского края, Хабаровска, Кемерово, много покупателей с Севера, из Мурманска, Сибири. В общем, география большая.
– Не могу не спросить вас о новом законе о переходе застройщиков на эскроу-счета, который вступил в силу в этом году и который вызывает немало споров у специалистов этой отрасли. Больше вреда или пользы принесет он все же строительным организациям?
– Скажу одно – в нашей области не было ни одного скандала с обманутыми дольщиками, где был бы замешан хотя бы один тверской застройщик. Ни наш «ТверьЖилДорСтрой», ни наши коллеги Агрострой, Гражданстрой. А вот фирмы, пришедшие извне, всякие небезызвестные «инициативы», которых напутствовали тогдашние руководители области, – да.
Мы всегда работали с дольщиками честно. Сегодня, согласно новому закону, мы должны работать только с банками. Но предлагаемые ими условия не выгодны ни застройщикам, ни в конечном итоге тем, кто приобретает квартиры. В таких условиях себестоимость жилья заметно возросла, потому что существенно подорожали материалы: металл, цемент, кирпич. К сожалению, сегодняшние разработчики законов имеют весьма смутное представление о тонкостях работы той отрасли, которой эти законодательные инициативы касаются. Они никогда не были строителями, не ели этот хлеб.
– Давайте о хорошем. Не так давно вы ездили на вашу историческую Родину в Дагестан. Причем не один, а с вашими коллегами-строителями. Как возникла такая идея?
– Наши строители давно хотели увидеть Дагестан и, зная, что я оттуда, постоянно упрекали меня в том, что я до сих пор не организовал им туда поездку. Пришлось исправляться. Мы выбрали время, собрали группу из 12 наших строителей и дорожников – руководителей разных организаций не только Твери, но и Тверской области – и поехали. Приняли нас очень достойно. Каждый день был наполнен встречами со строителями республики. Мы посмотрели грандиозное Сулакское ущелье, побывали в Махачкале, Дербенте, Каспийске, Буйнакске. Были под таким впечатлением, что долго не могли оттуда уехать. Республика сильно преобразилась. Теперь ждем коллег с ответным визитом.
– Вот сейчас мы находимся в отстроенном вами микрорайоне, а такое ощущение, что это кусочек Европы. Где вы черпаете силы и вдохновение для вашей работы, проектов?
– Верите, нет, я ложусь спать в девять, просыпаюсь в пять – в полшестого. Полвосьмого уже на работе. Вот и все вдохновение. Это дисциплина, в первую очередь, отношение к себе и своему делу. Если я буду опаздывать, приходить в десять, какой пример я буду подавать всем остальным, когда все подрядчики начинают работать с восьми утра.
Мне действительно хочется, чтобы здесь была небольшая Европа. Но мы лучше Европы! Я объездил много стран, побывал везде и могу сказать – лучше, чем у нас, нигде нет! Прежде всего это касается людей, отношений.
Беседовала Вера ТАРАН
Фото Татьяны Лищенко и из архива компании ««ТверьЖилДорСтрой»
«Дорогам нужен хозяин!»
Владимир Шеин, почетный дорожник России, заслуженный строитель РФ, президент дорожно-строительной ассоциации Тверской области. Друг и коллега Абрека Валиева.
– В 60-70-е годы прошлого века была построена опорная сеть автомобильных дорог, в том числе и у нас в Тверской области. Мы с Абреком Юнусовичем являемся ветеранами тех дел. А тогда у нас были
очень хорошие учителя. Все руководители, которые над нами стояли, были фронтовики. А это особенные люди. У нас даже был термин такой – «С платформы в бой». Сейчас, например, вечером дали задание, а когда его будут выполнять, неизвестно. Раньше же вечером сказали – утром на объекте кипит работа. Ночью перевозилась техника, оповещался личный состав. И это в эпоху без мобильных телефонов. Тогда никто не говорил про деньги – сейчас все к этому привязано. Тогда никто не думал о жилье, образовании, потому что их давало государство, – сейчас все по-другому. В первую очередь взаимоотношения.
Когда мы с Абреком Юнусовичем занимались дорожным строительством, у нас на содержании было 3 тыс. 700 человек и 6 тысяч подрядных организаций. А за ними стояли их семьи. И всех надо было кормить, платить зарплату. Мы прошли через такие тернии, что не позавидуешь. Но сумели сохранить и коллективы, и все государственные организации, которые у нас были в области. 41 госпредприятие было в регионе, и все с положительным балансом. Ни о каком банкротстве даже речи ни шло. Это было начало 2000-х. А спустя два-три года они были ликвидированы, и все перешло на уровень частного подряда. Я не против частников, но содержание автомобильных дорог должно находиться в руках только государственных организаций. Это общепринятая практика существовала и в царской России, и в СССР, и в Европе. Дорогам нужен хозяин. Раньше он был в каждом районе.
За прошедшие 15 лет дорожная отрасль сильно пострадала. Дошло до того, что Дорожный фонд в год сдавал 5-7 километров дорог, в то время когда мы сдавали сотнями километров.
Учитывая такие низкие показатели, администрацией президента было принято решение – реконструировать федеральную сеть, выделить
в рамках нацпроектов в регионы средства. И уже в этом году Дорожный фонд выполняет объем работ на 12 миллиардов рублей. Пусть деньги и федеральные, но мне, как дорожнику, очень приятно видеть, что наметилась положительная динамика.