Наталия Летова: Дети должны быть счастливыми!
Наши партнеры
Наталия Летова: Дети должны быть счастливыми!
19 ноября тверской благотворительный фонд «Константа» провел итоговую конференцию по работе в проекте «Ребенок в семье», который был признан одним из лучших, получив свое признание на уровне Президента РФ в виде гранта. «Константа» – единственный в своем роде фонд, деятельность которого существенно отличается от множества других благотворительных организаций и по специфике его работы, и по результатам деятельности. В тверском регионе ему и вовсе нет аналогов. Главный приоритет работы фонда – дети должны расти в семье и важно помочь родителям преодолеть трудности для сохранения семьи и счастливого детства. В результате работы «Константы» в Тверской области 3300 детей остались в родной семье, то есть не попали в социальные учреждения, 51 ребенок вернулся из детских учреждений к родственникам, 94 – обрели приемных родителей. Проекты, особенности работы фонда и ее результаты мы обсудили с вице-президентом фонда «Константа», доктором юридических наук, ведущим научным сотрудником Института государства и права РАН Наталией ЛЕТОВОЙ.
– Наталия Валерьевна, расскажите подробнее о деятельности фонда и его ключевом проекте, что вам удалось осуществить?
– Еще в 2011 году президенту нашего фонда Константину Эдуардовичу Шитову пришла в голову идея, что изменение ситуации в регионе в отношении детей-сирот в лучшую сторону возможно только при условии объединения усилий государства, общественных организаций и граждан. И при единой и слаженной работе мы смогли достичь определенных изменений в этом направлении. Уже восемь лет наш фонд оказывает комплексную поддержку семьям Тверской области для того, чтобы дети росли с родителями.
Проект «Ребенок в семье» год назад признали лучшим почти из десяти тысяч инициатив, представленных на конкурс президентских грантов.
И благодаря гранту появились еще шесть специалистов в районах, что позволило быстрее и эффективнее выстраивать работу с семьей, мы создали службы сопровождения кровной семьи с социальными подразделениями для работы в 29 сельских районах. Такая система работы позволила нам прийти в каждую семью, я бы назвала такой метод работы «скорая социальная помощь»: сначала лечим, а только потом принимаем решение. Работая в регионах, ты видишь, что у каждого из них есть своя специфика, которую сложно оценить на федеральном уровне. Мы поняли, что только денежные меры поддержки малоэффективны, каждой семье нужна своя помощь. Одной семье необходимо жилье, помощь в трудоустройстве, другим – одежда и еда, консультации юриста или психолога, но самое главное, что такая помощь должна быть оказана на самой ранней стадии, что обеспечивается выездом нашего специалиста на место, и как результат – ребенок остается в семье. Так мы устраняем формальные причины, которые позволяют чиновнику принять решение об изъятии ребенка из семьи. Наша помощь позволяет избежать такого решения, в крайнем случае, отложить его на время, как результат – и ребенку хорошо, и государству (существенная экономия бюджетных средств, ребенок не попадает в детское учреждение).
–Получается, что удалось не только сохранить детям их семью, но и изменить жизнь родителей этих детей?
– К сожалению, сегодня семьи с детьми относятся к одной из уязвимых категорий населения и рождение ребенка нередко ухудшает их материальное положение. Неслучайно на государственном уровне определена в качестве стратегической задачи борьба с бедностью. Но только государственной помощи недостаточно, напротив, считаю, что несправедливо все взваливать на плечи государства. И солидарна с мнением министра труда Максима Топилина, что только деньгами решить эту проблему невозможно. Очевидно, что чиновник не может прийти в каждый дом, именно благотворительные фонды должны занять достойное место в системе оказания помощи населению, координировать действия разных служб и «доводить» помощь до каждого ребенка, семьи. Другое дело, что участие государства могло бы быть на уровне осуществления софинансирования деятельности эффективных фондов по принципу: чем лучше фонд работает, тем больше его субсидирование, такая мера позволила бы рационально распределять средства именно по потребности каждой семье.
– Почему вы выбрали одним из направлений работы региональный благотворительный фонд?
– БФ «Константа» особый – мы действительно работаем индивидуально с каждой семьей. Наши результаты показали, что правильно организованная система работы позволяет действовать эффективно. Кроме того, деятельность фонда предвосхитила появление различных нормативных актов на уровне государства. Так, в 2016 году в послании президента было сказано о необходимости привлекать к оказанию социальных услуг некоммерческие организации, благотворительные фонды, а в национальной стратегии в интересах ребенка в качестве основной задачи была обозначена профилактика социального сиротства. Именно данная задача была решена нашим фондом.
– Почему, вы считаете, нужно заниматься благотворительностью? И какие у вас планы на будущее?
– Желание помочь нуждающимся должно быть естественной потребностью каждого человека. Напомню, что история возникновения института благотворительности в нашей стране берет свое начало в царской России. Обычно благотворительная деятельность отождествлялась с меценатством, когда представители отдельных известных династий оказывали помощь отдельным группам лиц, сословий. Фактически меценаты «брали на поруки» значительную часть населения, тем самым помогая и обществу, и государству. Что касается наших планов, то они большие. Мы думаем о создании ассоциации благотворительных фондов. В любом случае, для нашей деятельности важно одно – дети должны быть счастливыми и жить в родной семье, это для нас неизменно, это наша Константа.
Подробнее о том, как и кому уже помогла «Константа», – на официальном сайте благотворительного фонда https://constanta-fund.ru.