ПРОФЕССОР-ЛЕГЕНДА Самому известному медику Верхневолжья – 95!
ПРОФЕССОР-ЛЕГЕНДА
Самому известному медику Верхневолжья – 95!
Тверской государственный медицинский университет – вуз уникальный, богатый своей интересной историей и, прежде всего, именами выдающихся ученых, врачей и педагогов, внесших весомый вклад не только в историю регионального здравоохранения, но и в историю медицины всей нашей страны.
Среди многообразия ярких научных школ, сформированных за 65-летний период непрерывного развития университета, морфологическая научная школа занимает поистине лидирующее и особое место. Ее славные традиции берут свое начало с первых дней существования вуза на тверской земле, с далекого 1954 года, когда легендарный Ленинградский стоматологический институт, по распоряжению Правительства СССР, переехал с Невского проспекта на живописные берега столицы Верхневолжья и получил название «Калининский государственный медицинский институт». В свете данного события в город Калинин переехали прогрессивные и титулованные ученые знаменитой «питерской медицинской научной школы», которая на тот момент, да и до сегодняшнего дня, считается ведущей и всемирно признанной. Помимо основного состава преподавателей из Ленинграда новоиспеченный КГМИ начал активно набирать в свой штат молодых и перспективных ученых из различных уголков Советского Союза.
В числе первых преподавателей-медиков, приехавших на калининскую землю, была молодая, красивая и невероятно талантливая женщина-биолог с весьма непростой биографией, выпускница Казахского мединститута кандидат наук Галина Хомулло. Вместе с супругом, пожилой мамой и малолетним сыном Галина Васильевна приехала в Калинин в поисках новой жизни и профессиональных перспектив, которых была лишена в непростых казахских условиях. С тех самых пор ее жизнь неразрывно связана с Тверью.
В ноябре 2019 года Галина Васильевна Хомулло отмечает 95-й день рождения! На сегодняшний день заслуженный работник высшей школы РФ, почетный профессор Тверского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор Г.В. Хомулло является старейшим преподавателем нашего вуза, где непрерывно трудится 65 лет. Она единственный сотрудник, кто работает в стенах университета с первого дня его существования! Ее наполненная событиями биография – во многом и есть та уникальная история Тверского ГМУ, которую бережно хранят многие поколения врачей-выпускников и сотрудников.
ВЫНУЖДЕННАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ
Связать свою судьбу с медициной Г.В. Хомулло решила в какой-то степени случайно. Старательная школьница, дочь репрессированного казака, которого в зловещем 1937-м среди многих других без объяснений и причин осудили и сослали в лагеря, подавала большие музыкальные надежды. Ей прочили карьеру пианистки и давали направление в столичную консерваторию. Отговорила мама, не решилась отпускать ее в чужой город, испугавшись за безопасность – жить с клеймом «дочери врага народа» в те времена было непросто. По совету родственников Галина поступает в Алма-Атинский медицинский институт, где с первого курса серьезно увлекается научной работой на кафедре биологии. А способствовал этому профессиональному выбору примечательный курьезный случай.
– В первую студенческую осень нас послали работать в колхоз, – вспоминает Галина Васильевна. – К этому времени занятия еще не начались, поэтому педагогов своих мы в лицо не знали. Однажды во время уборки свеклы к нам на поле подошел мужчина в фуфайке, начал знакомиться со студентами, захотел узнать, кто тут главный. Я была бригадиром «свекольного отряда». Мужчина попросил меня представиться. И тут я, сама не зная почему, как из пулемета прочеканила: «Моя фамилия Семипополамичеловековерсалафинтибиривириковская». Естественно, все студенты и незнакомец расхохотались. Спустя некоторое время я узнала, что это был заведующий кафедрой биологии профессор Анатолий Войткевич. Неожиданно он пришел на занятие в нашу группу и пожелал познакомиться со старостой. Мне пришлось встать, после чего Анатолий Анатольевич громогласно озвучил: «Батюшки! Это же сама…» И он в точности повторил мой колхозный псевдоним. Так началось наше знакомство, которое стремительно переросло в научную работу. С тех пор биология стала смыслом всей моей жизни.
Путь в большую науку складывался у Галины Хомулло непросто, виной всему – все тот же «анамнез жизни» отца. Профессор А.А. Войткевич, разглядевший в старательной ученице огромный потенциал, с большим трудом, рискуя собственной репутацией, выбил ей заветное место в аспирантуре. Под его руководством она досрочно защитила кандидатскую диссертацию и работала ассистентом кафедры биологии. Примечательно, что среди первых ее учеников в послевоенное время был и известный в Твери хирург, единственный в истории местной медицины народный врач СССР Василий Макарович Часовских...
Вскоре наступил этап послевоенной реэвакуации из Алма-Аты, ведущие педагоги и ученые стали массово уезжать из Казахстана. Перспектив дальнейшего научного развития и карьерного роста не было. Профессор А. Войткевич решил оставить пост заведующего кафедрой и уехал в Воронеж, откуда впоследствии перебрался в Обнинск, где возглавил крупный отдел радиационной патоморфологии в здешнем Радиологическом научном центре и стал членом-корреспондентом АМН.
Примечательно, что в числе огромного количества его учеников значится и президент Российской академии медицинских наук, директор Эндокринологического научного центра, президент Российской ассоциации эндокринологов академик Иван Иванович Дедов, а официальным оппонентом его докторской диссертации выступила Галина Васильевна Хомулло…
ГОРОД НА ВОЛГЕ
В Министерстве здравоохранения СССР, куда за советом отправилась и Галина Васильевна, которую к тому времени насильно пытались уволить из вуза и перевести на работу в Караганду, к молодому кандидату наук прониклись пониманием и порекомендовали ей и ее супругу, ученому-химику Олегу Степановичу Попову, переехать в Калинин, куда в те годы переводился Ленинградский стоматологический вуз, получивший новый статус Калининского медицинского института. Здесь Г.В. Хомулло была принята на кафедру биологии в статусе доцента, а супруга пригласили на должность заместителя директора Тверского политехнического института.
– Я приехала в Калинин 30 августа 1954 года. Институт находился в стадии переезда: в коридорах повсюду стояли нераспакованные вещи, аудитории еще не успели оборудовать всем необходимым, рабочие кабинеты спешно ремонтировались, – вспоминает Галина Васильевна. – Радушный прием руководства новоиспеченного института заставил меня успокоиться и придал оптимизма. Ректор вуза профессор-патофизиолог Рафаил Иванович Гаврилов очень внимательно выслушал мою биографию, искренне посочувствовал пережитым нашей семьей обстоятельствам и уверил, что в России, в отличие от Казахстана, уже давно живут и думают по законам, существенно отличающимся от тех, что были в 1937 году. Меня также очень приветливо встретил и первый заведующий кафедрой биологии КГМИ профессор Евграф Константинович Жуков, который сразу мне предоставил свободу действий и научного поиска. Я продолжила начатое в Казахстане направление – изучение процессов заживления ран кожи и других аспектов регенерации тканей. Вскоре профессор Е. Жуков по семейным обстоятельствам вернулся в Ленинград, а его последователь профессор-зоолог Владимир Вагин не нашел соприкосновения своих научных интересов с медициной и также уехал из Твери. Так в 1957 году приказом руководства меня назначили заведующей кафедрой биологии, которой я бессменно руководила до 2005 года.
В 1968 году Г.В. Хомулло успешно защитила докторскую диссертацию и вскоре стала профессором. Актуальное научное направление, касающееся проблематики регенерации тканей, с интересом поддержали сотрудники кафедры, защитившие впоследствии под руководством Галины Васильевны кандидатские и докторские диссертации. С тех самых пор и по сегодняшний день это научное направление является приоритетным. В рамках многолетней экспериментальной деятельности выполнено несколько десятков диссертаций как учеными-теоретиками, так и практическими врачами самых различных специальностей – травматологами, хирургами, стоматологами, офтальмологами, урологами и др. Эту же научную проблематику изучают и аспиранты сегодняшнего руководителя кафедры, преемницы нашего юбиляра профессора Маргариты Борисовны Петровой.
«АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ» ОПАЛЬНОЙ ГЕНЕТИКИ
Главным научным интересом профессора Галины Васильевны Хомулло всегда были и остаются по сей день вопросы регенерации клеток и тканей живого организма. Но не только эта тема по-настоящему увлекала пытливого исследователя и ее многочисленных учеников. Интерес к советской, а потом и российской генетике всегда был особой «профессиональной любовью» нашей героини.
Далекий 1948 год стал поистине переломным в печальной истории отечественной генетики. Небезызвестный в научных кругах одиозный академик Трофим Денисович Лысенко объявил, что нужно запретить эту «лженауку», тогда как весь мир стремительно познавал секреты наследования генетической информации. Благодаря настойчивому вмешательству именно этого чрезмерно деятельного советского реформатора, руководство СССР пошло на категоричный шаг официального запрета изучения генетики, и признания ее как науки в нашей стране. Термины «хромосомы» и «гены» с легкой руки Т.Д. Лысенко попали под запрет, генетику запретили в школах и вузах, всю тематическую литературу уничтожили, многих ученых репрессировали. Дело в том, что Лысенко пообещал Н.С. Хрущеву (тот при И.В. Сталине курировал сельское хозяйство), что всю страну завалит пшеницей. Эти во многом безумные решения, увы, откинули отечественную биологию и медицину на многие-многие годы назад. Сей факт отчетливо осознавали все мыслящие люди того времени, понимая, что изучение современной биологии без генетики попросту невозможно. Идеологом и пропагандистом этого откровенно опасного мнения на тверской земле была Галина Васильевна Хомулло, которая тайно, в буквальном смысле подпольно, под страхом и риском получить серьезные проблемы для своей научной карьеры, сама изучала запрещенную переводную научную литературу по генетике и приобщала к этому своих преподавателей. И так продолжалось более 10 лет…
– В 1960–1961 годах, во время «оттепели», в СССР стали поступать книги по классической генетике, – вспоминает Г.В. Хомулло. – В Политехническом институте в Москве заграничные ученые-генетики выступали с лекциями. Еще в 1953 году была открыта молекула ДНК! А мы вместо генетики преподавали «мичуринскую биологию» – методы гибридизации, привои и подвои растений, яровизацию пшеницы. И студенты, которые все это видели и знали, стали спрашивать: «Почему вы не рассказываете нам о генах, хромосомах и ДНК?» С этого момента я стала вносить в свои лекции элементы классической генетики – не сразу, а поэтапно. Студентов это очень интересовало, любознательность зашкаливала – на лекции приходили ребята с других курсов и даже из Калининского пединститута.
В 1963 году, когда категоричные чиновники того времени несколько ослабили железную хватку в ожесточенной борьбе с генетикой, а в научном медицинском мире острая потребность в проведении генетических исследований достигла своего пика, группа отечественных исследователей и руководители кафедр биологии нескольких советских вузов, среди которых была и доцент Г.В. Хомулло, решили пойти на смелый и отчаянный шаг. Всеми правдами и неправдами они «пробили» очную встречу с академиком Т.Д. Лысенко для обсуждения данного вопроса, что называется, глядя в глаза «противнику». За такие «выкрутасы» участники тех исторических событий могли не только поплатиться своими должностями и званиями, но и лишиться свободы. Однако любое промедление в решении этого принципиального вопроса на тот момент было уже невозможным. Ученые пошли на риск, который в итоге открыл новую страницу в истории отечественной науки.
Академик Т.Д. Лысенко, будучи на тот момент очень пожилым и изможденным смертельной болезнью человеком, под натиском активистов принял в своем огромном кабинете назойливых «ходоков». Он внимательно и абсолютно молча выслушал эмоциональные выступления осмелившихся на этот шаг профессоров-биологов, которые отчаянно пытались отстоять право на изучение генетики в советских классических и медицинских вузах. В итоге заметно уставший и ослабленный академик встал из-за стола и хриплым голосом заявил, что по-прежнему не разделяет «псевдореволюционные» взгляды «бунтарей», но под натиском экспрессивных дискуссий все-таки смягчился и озвучил свой судьбоносный вердикт. Трофим Денисович Лысенко заключил, что он, в принципе, допускает саму идею изучения ненавистных ему хромосом клеток, но исключительно в контексте самостоятельного живого вещества. В очередной раз убедившись в безумности одиозного ученого, пришедшие к нему на аудиенцию биологи все же остались довольны результатом – они наконец получили возможность прикоснуться к запретному – и принялись активно изучать наследственный материал совершенно с других научных позиций, основываясь на имеющиеся уже опубликованные данные ученых из других стран. Так в Советском Союзе был дан своеобразный старт дальнейшему бурному развитию генетического направления в биологии и медицине, без которого сегодня трудно себе представить не одно серьезное научное исследование и открытие.
В скором времени, по инициативе Г.В. Хомулло, руководимая ею кафедра приобрела несколько иное, говорящее, название – кафедра биологии и медицинской генетики, – а этот любопытный исторический факт ее биографии закрепил за ней на долгие годы еще одно «почетное звание» – «ангел-хранитель опальной науки».
С НАУКОЙ ПО ЖИЗНИ
Вся сознательная жизнь Галины Васильевны Хомулло связана с непрерывным научным поиском. Она автор большого количества книг и статей в отечественной и зарубежной печати, под ее руководством защитили кандидатские и докторские диссертации многочисленные ученики, ей принадлежат знаковые открытия в фундаментальной медицине, генетике и молекулярной биологии.
Наука неотъемлемо «присутствовала» и дома. Супруг Г.В. Хомулло доктор химических наук, почетный профессор Тверского политехнического университета Олег Степанович Попов посвятил свою жизнь промышленной химии, став основателем масштабной научной школы гетерогенного катализа в Твери. Единственный их сын выбрал свой уникальный путь и добился невероятных успехов в профессии. Член-корреспондент РАН, доктор химических наук, профессор Владимир Олегович Попов сегодня является известным ученым, ведущим российским специалистом в области биокатализа, структурной биологии и биотехнологии. Выпускник Московского государственного университета и ученик знаменитого советского ученого профессора И.В. Березина, он долгие годы успешно руководил Московским институтом биохимии им. А.Н. Баха, в дальнейшем был директором, а на сегодняшний день является научным руководителем Федерального исследовательского центра «Фундаментальные основы биотехнологии» РАН.
Целых три профессора в одной семье! Да еще и каких профессора! Согласитесь, этого уже было бы вполне достаточно для общей картины. Однако это еще не все. Сноха Галины Васильевны Хомулло Нонна Николаевна Попова – выпускница биологического факультета МГУ, кандидат биологических наук. Она долгие годы работала на кафедре химической энзимологии химфака МГУ вместе со своим супругом. С начала 2000-х годов занимается инновационным бизнесом, руководитель успешных коммерческих фирм.
Ну и, конечно, любимые внучки. Старшая дочь профессора В.О. Попова Ксения окончила социологический факультет МГУ, там же защитила кандидатскую диссертацию, а сегодня активно помогает маме в ведении семейного бизнеса. У второй внучки нашей героини, Ольги, через поколение ярко проявились бабушкины феноменальные музыкальные способности – она успешно окончила Московскую консерваторию по классу барочной скрипки, а также знаменитый Royal College of Music в Лондоне по той же специальности. Как ни крути, но и здесь без великой и любимой генетики не обошлось… Кроме прочего, Ольга Попова имеет второе высшее образование (социологический факультет МГУ) и в настоящее время со своей семьей живет и работает в Лондоне, где воспитывает тоже двух дочерей – Алису и Беллу.
***
Поистине ничего случайно в жизни не происходит. Посвятить себя любимому делу, которое стало не просто работой, а настоящим призванием, – безусловно, великое счастье. Оставить заметный след в науке, отстоять сквозь время и обстоятельства свои идеи, дать им полноценную жизнь, наверное, мечтает каждый истинный ученый. Нам остается лишь искренне порадоваться за Галину Васильевну Хомулло, которой удалось это с лихвой, пожелать ей крепкого здоровья, благополучия, оптимизма и непрерывного творческого полета еще на долгие годы вперед.
Максим СТРАХОВ,
кандидат медицинских наук,
член Союза журналистов России