Подписаться на рассылку

Вы можете подписаться на нашу рассылку, заполнив необходимые поля снизу. Будьте в курсе всех новых мероприятий и новостей.

Художественный руководитель Тверской академической филармонии, главный дирижер камерного оркестра «Российская камерата»

Персона

Ориентиры, которые у нас есть

Художественный руководитель Тверской академической филармонии, главный дирижер камерного оркестра «Российская камерата» и камерного хора «Русский партес» Андрей КРУЖКОВ отвечает на вопросы журнала «Реноме»

Мировая премьера на Баховском фестивале

– Андрей Вячеславович, каковы самые главные события по итогам прошедшего концертного сезона, которые вы, как художественный руководитель, вывели бы в лидеры?

– Прежде всего замечу, что прошедший сезон запомнился яркой гастрольной деятельностью. Причем она была весьма разноплановой. Наши артисты имели возможность выступать не только здесь, на наших площадках, где их любят, уважают и все прощают, но и в крупных столичных залах. Например, в залах Московской государственной консерватории, в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга.

Удалось нам выступить и за рубежом. В частности, на различных площадках Израиля. Признаюсь честно, что это турне по Святой земле возникло стихийно, и на самом деле в планах его не было. Но, получив приглашение от вдовы выдающегося поэта Андрея Дементьева Анны Давыдовны Пугач, мы подтвердили свое участие и тут же начали подготовку. И в итоге с 3 по 10 апреля в семи крупных городах Израиля под патронажем Посольства РФ в Израиле и Российского культурного центра были проведены концерты - вечера памяти нашего земляка. Наряду со звездами российской эстрады Зарой, Глебом Матвейчуком, Интарсом Бусулисом, Марком Тишманом, Ангелиной Вовк и многими другими, на сцене выступал и аккомпанировал Губернаторский камерный оркестр «Российская камерата» Тверской академической филармонии. Это была незабываемая поездка, которая оставила после себя море впечатлений.

Еще одно наше яркое событие сезона – это концерт ансамбля «No Indifferense», которому исполнилось десять лет. Концерт с огромным успехом прошел на нашей сцене и, кстати, многократно. А в июле этого года ансамбль принял участие в Х Международном музыкальном фестивале «Шелковый путь», прошедшем в Шеки, древнем городе Азербайджана. Концертная программа, представленная музыкантами «No Indifferense» на берегу озера Мархал, приятно поразила зрителей. Наши коллеги вернулись оттуда с хорошими впечатлениями и эмоциями.

– А любимый тверской аудиторией Баховский фестиваль еще и удивил мировой премьерой…

– Да, в день открытия фестиваля на сцене филармонии прозвучало произведение норвежского композитора Мартина Ромберга «Flores Malum». На премьере присутствовал сам автор, который является одним из самых активных оркестровых композиторов в своем поколении в Скандинавии. Примечательно, что это произведение он написал и посвятил кларнетисту Евгению Варавко и нашему Губернаторскому  камерному оркестру «Российская камерата». То, что приехал сам композитор, мы восприняли как некий знак и признание наших заслуг. Это большая честь для нас! Потом этот концерт мы повторили в Москве в усадьбе «Царицыно», выступив перед послами многих стран Западной Европы – весьма искушенной публикой, удивить которую нелегко. Многие из них были приятно удивлены, услышав наш оркестр  и  после выступления дали ему высокую оценку.

Запросы времени

– Андрей Вячеславович! А как сделать так, чтобы и зрителям было интересно, и высокую планку академической филармонии не уронить? Где эта грань? Чем вообще вы руководствуетесь, когда работаете над репертуаром, делая выбор в пользу тех или иных произведений?

– Здесь, конечно, множество факторов. Мы не существуем сами по себе. Сейчас мы состоим  в Союзе концертных организаций России, в который входят практически все филармонии (там их  около 90). И, безусловно, не открою Америки, если скажу, что среди широких масс классика не является приоритетным направлением. Хотя на Западе это очень востребовано. Так, как вы знаете, существует Зальцбургский фестиваль классической музыки, который собирает тысячи человек. Это крупнейшее событие культурной жизни в Европе. Кстати, в нем участвуют и наши соотечественники. Например, любимец публики дирижер Теодор Курентзис. Или пианист, который у нас в России вообще нигде не выступает (кроме Питера), Григорий Соколов. Но на Западе это одна история, у нас другая, потому что, сколько бы мы ни несли культуру в массы, поставив классику на первое место, есть запросы времени. И эта тонкая грань…

– И каковы эти запросы времени, на ваш взгляд?

– Например, рассказать о тех, кто незаслуженно забыт, и открыть тем самым страницы истории, которые были закрыты. И сейчас мы большое внимание уделяем русским композиторам, незаслуженно обойденным вниманием. Поясню. Нашему хору «Русский партес» исполняется 30 лет, и соответственно, готовится программа – на его юбилейный концерт 9 октября в рамках фестиваля «Музыкальная осень». Памятуя о том, что нынешний год объявлен Годом театра, мы решили это красиво обыграть. И во втором отделении у нас будет своего рода эксперимент – хоровое театрализованное действо, подготовленное тверским композитором и музыкантом, членом Союза композиторов России Сергеем Левиным, который является хормейстером хора, вместе со сценаристом Виктором Бабковским. Оно как раз и будет посвящено жизни и деятельности нашего земляка, выдающегося архитектора, художника, поэта, драматурга Николая Квашнина, о котором мало что известно. Поверьте, это очень интересно, потому что его имя связано было и с певцом Сергеем Лемешевым, и с многими-многими известными деятелями культуры.

– Хочется задать такой вопрос. А почему для первого дня фестиваля «Музыкальная осень»  было выбрано такое мощное и пафосное произведение, как «Реквием» Верди?

– В Международный день музыки хочется исполнить что-то особенное. И так сложилось, что каждый год в этот день мы представляем нашей публике нечто неординарное. Если помните, мы всегда старались удивлять. В концертах, как правило, участвует сводный симфонический фестивальный оркестр, в котором есть и тверские, и московские артисты. Мы исполняли «Девятую симфонию» Бетховена, кантату «Александр Невский», незабываемую «Кармину Бурану» и так далее. Премьера «Реквиема» состоялась несколько лет назад. Однако был запрос на повтор. Это поистине грандиозная, великая музыка, которую хочется повторять! Причем благодаря виртуальному концертному залу у нас сможет увидеть и послушать ее фактически половина области, а не только Тверь.

Партию органа исполнит лауреат международных конкурсов Олеся Кравченко (Москва), хорошо известная публике.   Как вы знаете, орган у нас уникальный, пользующийся большой популярностью у музыкантов, настоящих звезд. Вспомните Гарри Гродберга, который постоянно выступал на тверской сцене! Сейчас к нам приезжает очень много иностранных музыкантов: Марек Стефаньски из Польши или Даниэль Сальвадор из Испании. Да и наши российские коллеги (тот же Александр Фисейский, уважаемый мэтр органного искусства) – у нас частые гости. У каждого своя особенная школа и свой неповторимый стиль.

«Сарафанное радио» музыкантов

– И все-таки! Как тверской филармонии удается заполучить на свою сцену столько звезд? Что вы делаете для этого?

– Скажу одну вещь, может быть, крамольную, но тем не менее. Будучи в Израиле, мы поняли, что даже хорошо образованные люди, знающие Россию, не знают, где находится Тверь. Безусловно, они едут к нам, в первую очередь, в замечательный концертный зал, который имеет отличную репутацию. Это зал с потрясающей акустикой, своей студией, с идеальными условиями для исполнения камерной музыки, один из лучших в России, что подтверждают эксперты мирового уровня. Все это делает наш зал уникальным. И, конечно, свою роль играет «сарафанное радио» музыкантов, которые уже выступали на тверской сцене и полюбили ее!

Немаловажен и тот факт, что тверская филармония «светится», выступая на самых различных площадках. Оркестр  шесть раз ездил в Швейцарию на фестиваль в Виллар-сюр-Оллон. Это подчеркивает наш уровень и накладывает определенные обязательства, потому что мы, в первую очередь, представляем Тверь. Кстати, на одном из таких концертов наша программа была полностью посвящена любимому городу: демонстрировались слайды и баннеры с прекрасными видами столицы Верхневолжья.  Для нас это большая честь и радость.

А в том же Израиле нас встречали по одежке, а провожали по исполнительскому уровню! Да, именно так! Мы провели там целую череду концертов, переезжая из одного города в другой, а за нами непременно следовали поклонники творчества Андрея Дементьева. И каково было наше изумление, когда мы увидели, как нас принимают. 

–В прошлом номере нашего журнала мы писали об Илье Шкадине, который стал лауреатом престижной премии. Но таких примеров у вас немало. Вы умеете зажигать новые звезды. Как вам это удается?

– Мы гордимся тем, что открываем новые имена и даем дорогу нашим талантам. Илья Шкадин принял участие в профессиональном конкурсе вокалистов им. Магомаева, и третье место, которого он удостоен, – это высокий показатель. Эта победа – событие и для него самого, и для всего коллектива тверской филармонии, которую он представлял. Отмечу, что в этом году филармония  участвует и в другом статусном конкурсе – Международном конкурсе вокалистов имени Алексея Иванова. Надеемся, что он тоже принесет свои победы.

Отмечу, что как только мы вошли в Союз концертных организаций России, то получили массу возможностей.  Вот уже в шестой раз мы участвовали, и успешно, в конкурсе на соискание Премии Правительства РФ молодым  деятелям культуры. Наши лауреаты – это певица Ольга Атрохова, пианистка Ольга Орлова, музыкант оркестра Александра Павлова, концертмейстер Анна Мильтонян, и  скрипачка Елена Черкашина. Конечно, для наших артистов это является мощным стимулом и ощутимой поддержкой.

Приобщаем к настоящей музыке!

– Ваши рекомендации на предстоящий сезон. Что нельзя пропустить, так сказать, must-see? Думаю, наша публика прислушается к этим советам…

– Мне будет достаточно трудно, так как выбор, на мой взгляд, огромный, но я попробую. Могу сказать о концертах «Музыкальной осени», здесь что ни концерт, то шедевр. Например, выступление 6 октября органиста Константина Волостнова с программой «Вселенная Бах». Или концерт с говорящим названием «ОБАЯНие» нашего замечательного баяниста Максима Сальникова, приуроченный к его юбилею. Этот удивительный музыкант, открывший тверской публике аргентинского композитора Астора Пьяццоллу. Кстати, этот же концерт будет представлен и в Костроме. Обязательно нужно прийти на выступление новой для Твери джазовой группы «Cool & Jazzy», которая будет закрывать фестиваль 30 октября.

В ноябре тверским зрителям рекомендуем посетить концерт Певческой капеллы Санкт-Петербурга под управлением известнейшего  дирижера Владислава Чернушенко. Это настоящая легенда музыкального мира. У коллектива турне по стране, и нам удалось заполучить его на тверскую сцену!

В декабре мы приглашаем всех на традиционную новогоднюю программу: «В Новый год с музыкой NON-STOP!»В этом году уже седьмой сезон! Эти концерты точно нельзя пропустить! Обещаем сюрпризы, искрометную музыку и позитивное настроение.

– Как дальше будет развиваться филармония? Какие вершины вы готовы брать?

– Академическое звание – для нас как марка, как высокий титул, которому мы должны соответствовать, но при этом нужно и идти в ногу со временем. И здесь есть комплекс аспектов, которые есть не только у художественного руководителя, но и у художественного совета, директора, коллектива. Есть госзадание, программа, утвержденная Правительством Тверской области. Интересно, что ни в одном из документов о качестве не идёт и речи. Тем не менее, мы стараемся  соответствовать высокому уровню, что бы мы ни играли, будь то классика, барокко, эстрада  или  джаз.

– Думаю, что играют роль еще ваш «внутренний цензор» и «внутренний критик»…

– Безусловно. Отмечу, что мы уже третий раз участвуем в программе Всемирного банка. Это открывает нам новые возможности. Теперь мы сможем приобрести новый экран, обновить световое оборудование. Если еще лет десять назад наша аудитория просто слушала музыку, а сейчас, с развитием современных технологий, у нее есть запрос на  различного рода визуализацию. Хотят не только слушать, но и видеть. Наша задача – вписаться в новую систему и привлечь к себе внимание как можно большего числа людей, особенно молодежи.  Кстати, у нас есть проект «Доступная филармония», его главная цель – популяризировать классическую музыку. Проводили опросы, выяснилось, что людям нравится аутентичное звучание, о котором они и не подозревали. И мы приобщаем их к настоящей музыке. Им это нравится. Значит, мы работаем не зря.

Open air с видом на дворец

– Мы узнали, что филармония вынашивает идею, совершенно, на наш взгляд, прекрасную – проведения концерта в интерьерах Путевого Императорского дворца. Это очень интересно!

– На самом деле есть идея – создать фестиваль  классической музыки на открытом воздухе, хотя мы не исключаем возможности его организации внутри Дворца. Предполагаем, что сделаем это в июне следующего года, но предварительная подготовка началась уже сейчас. Мы осмотрели территорию с различных ракурсов, обсудили возможные локации. Там есть 4-5 площадок для маленьких аудиторий, а в качестве основной площадки рассматриваем большой сад, который выходит на набережную. Это будет совместный проект филармонии и Императорского дворца, который  уже поддержала Татьяна Савватеевна  Куюкина. Всё это ещё впереди, а вообще замечу, что концерты филармонии в Городском саду были традиционно, с самого начала ее основания. Первоначально здания у нее не было, поэтому артисты и, в частности, симфонический оркестр, выступали там. Помните, не так давно мы открывали  памятную доску первому художественному руководителю филармонии Николаю Михайловичу Сидельникову? Как раз в период его деятельности подобные выступления были нормальным явлением. А сам формат «оpen air» нам хорошо знаком и апробирован, например, на тех же летних джазовых фестивалях. Поэтому ничего сложного здесь нет, хотим сделать хорошо, необычно, креативно. Фантазируем!

А вообще мы всегда ищем новые подходы и пути. Вспомните программу нашего Баховского фестиваля. Много новых имен, у нас выступали и москвичи, и зарубежные музыканты!  Сейчас готовимся к юбилею Петра Чайковского, который будет отмечаться в следующем году. Тоже думаем, как красиво подойти к этому. Один из ближайших концертов у нас будет посвящен Александре Пахмутовой. Ищем возможность пригласить ее в Тверь. Если она согласится, то это будет замечательным подарком поклонникам ее творчества, нашим постоянным зрителям, мнением которых мы очень дорожим. 

– У вас есть свой девиз по жизни?

– Хороший вопрос. С удовольствием вспомню слова великого композитора Петра Чайковского: «Вдохновения нельзя ожидать, да и его одного недостаточно: нужен прежде всего труд, труд и труд. Помните, что даже человек, одаренный печатью гения, ничего не даст не только великого, но и среднего, если не будет адски трудиться». А вот и недавнее высказывание (созвучное мнению классика) уже нашего современника Юрия Башмета, который тоже является значимой фигурой в мире музыки. На встрече в Твери у него спросили, что бы он хотел пожелать молодежи. И он ответил: «Не теряйте ни одной минуты, поверьте – жизнь проходит очень быстро. И нужно очень много трудиться, чтобы чего-то достичь».

Я присоединяюсь к мнениям этих Великих музыкантов. И так же выстраиваю работу среди артистического коллектива. Мне кажется, в этом тоже залог успеха. Талант можно истратить очень быстро, если не заниматься каждодневной работой и самосовершенствованием. Тем более музыкант – одна из немногих профессий, на которую учатся очень долго в буквальном смысле слова. Но и плох тот артист, который, окончив консерваторию, перестает заниматься, – он должен все время развиваться, быть в тренде, следить за исполнительскими традициями, которые меняются. Сейчас, в последние 30 лет, появилось множество интерпретаций того же Баха. Мы имеем возможность знать, учиться, добавлять и создавать что-то свое. Мы должны двигаться вместе со всем цивилизованным миром, не забывая тем не менее о том, что наша русская школа – великая школа.

Токката на рингтоне

– Андрей Вячеславович, а какая музыка у вас на рингтоне мобильника?

– Не удивляйтесь! Классическая (включает телефон). Например, на звонок директора филармонии Татьяны Сальниковой – особое произведение – «Токката и фуга ре минор» Иоганна Себастьяна Баха. Мы с ней постоянно на связи, независимо от времени суток. Возникает много серьезных вопросов, которые нужно решать вдумчиво. Так что эти мелодии вполне в тему. А вот еще в качестве рингтонов – хор из оперы «Аида» Джузеппе Верди и фрагмент скрипичного концерта Антонио Вивальди.

– Впечатляет! А вы водите машину? За рулем какую музыку слушаете?

– Да, вожу. Часто слушаю джаз, и поясню почему. Я бы не рекомендовал водителям слушать классику. Такая музыка требует внимания, переживаний, сосредоточенности, она может отвлечь от реальности. Сам я люблю слушать классику за рулем, совмещая, так сказать, приятное с полезным. Я в дороге отслушиваю наши концерты – особенно те, которые проходят и записываются во время моего отсутствия. Мне важно понять – что получилось, есть ли ошибки, а может, наоборот, появились новые ходы? Знаете, наша профессия – самая лучшая, потому что мы занимаемся любимым делом. И важно иногда смотреть на то, что делаешь ты и твоя команда, как бы со стороны, что я и делаю. У нас есть свои ориентиры, и мы должны всегда следовать им!

– Помните ваши дипломные работы? Какая это была музыка?

– Так получилось, что все было очень символично. Уже позже я понял это. В частности, у меня, как дирижера хора, в качестве дипломной работы был «Колокол» из «Романсеро о любви и смерти» нашего земляка, известного композитора Николая Николаевича Сидельникова, сына первого художественного руководителя нашей филармонии Николая Михайловича Сидельникова. Вот такое совпадение. На тот момент я и не предполагал, что когда-то приеду в Тверь и тоже буду работать в Тверской филармонии. Круг замкнулся! 

– К какому произведению вы идете всю жизнь и которое еще не исполнялось на нашей тверской сцене?

– Долгое время таким произведением была «Кармина Бурана»Орфа. Я долго шел к нему, мы тщательно готовились, но мы исполнили его и гордимся этим, так что этот Рубикон перейден! Признаюсь, что очень хочется исполнить «Рождественскую ораторию» Баха. И, наверное, когда-то эта мечта будет воплощена в жизнь, чему я буду только рад. Есть еще ряд сочинений, которые редко исполняются. Та же «Месса святого Николая» Бриттена или симфонии Малера. Это связано с множеством факторов, в том числе, составом оркестра. Но теперь с нашими возможностями, думаю, мы сумеем сделать и это. Особенно если мы сумеем заручиться поддержкой музыкантов из Москвы и помощью нашего комитета по культуре. Хочется исполнять больше симфонической музыки и, пока у нас есть возможность, приглашать столичных коллег и создавать фестивальные оркестры, нужно этим пользоваться. Я считаю, что мы занимаем особую нишу, исполняя такие произведения. И это ценит наш искушенный тверской зритель, вниманием и признательностью которого, поверьте, мы очень дорожим. По сути, мы занимаемся развитием и пропагандой профессионального музыкального искусства. И в этом наши главные ориентиры!

– Спасибо за интересную беседу. И до новых встреч в тверской филармонии!

Беседовала Нина МЕТЛИНА

Адрес редакции: 170100, Тверь, Вагжановский пер., д. 9 офис 311
Тел./факс: (4822) 57-00-70, тел./факс: (4822) 41-95-18
Мы в соц сетях:
Яндекс.Метрика