Персона Легендарный путь тверского «Пилигрима»
Персона
Легендарный путь тверского «Пилигрима»
Елена МИХАСИК – об эксклюзиве в туризме, образе города и секретах профессии
А знаете ли вы, дорогие читатели, что туристический потенциал, о котором так много говорят порой, в полной мере и весьма успешно реализован на базе милого провинциального Калязина? Да-да, небольшой уютный город со своим судьбоносным символом – колокольней посреди водной глади – стал, по моему мнению, образцом того, как надо претворять в жизнь самые смелые мечты. Этому во многом способствовала героиня нашей статьи Елена МИХАСИК, которую прекрасно знают все, кто имеет отношение к туризму.
Обаятельная женщина, владелец компании «Пилигрим», на протяжении последних двух десятков лет делает, казалось бы, невозможное. Слава Богу, что все ее идеи и задумки находят поддержку у областной и районной власти. И вот общими усилиями калязинская тема поднята на небывалую высоту. Уверена, что у вас у всех будет возможность приехать сюда на машине, автобусе или теплоходе и познакомиться с совершенно уникальными экскурсионными предложениями и даже заглянуть вместе с детьми в гости к Бабе Яге. А пока давайте познакомимся ближе с самой энергичной бизнес-леди с открытой улыбкой на лице и морем позитива в душе…
Секрет обаяния провинциального города К.
– Елена, очень многие могут рассуждать о туризме часами, а вы делаете конкретные дела. Как так получается, что в Калязине тема туристического потенциала – думаем, что и с вашей помощью – настолько развита. В чем секрет?
– Наверное, секрет в том, что все, кто работает у нас, и все, кто разделяет наши взгляды, – это преданные своему делу люди. Мы действительно очень любим Калязин, тверскую землю и стараемся создать притягательный образ провинциального города. Вот в этом и весь секрет! Конечно, у нас есть свои нюансы. Например – это то, что мы говорим только о хорошем и положительном. Рассказывая историю Калязина, мы всегда заканчиваем ее на чем-то позитивном.
– Как сказку, так?
– Почти. Кроме того, мы стараемся в полной мере одарить туристов эмоциями и впечатлениями. Поэтому все наши программы созданы таким образом, что мы не только погружаем в историю города, но и организовываем различные развлекательные моменты в зависимости от аудитории: фольклорные, семейные, молодежные и так далее. Думаю, что свою роль играет и то, что мы в туризме более 20 лет. В компании достаточно большой штат опытных сотрудников, у нас 20 аттестованных министерством туризма Тверской области гидов. Все они – настоящие профессионалы. К тому же у нас свой штат аниматоров и других сотрудников, которые занимаются организацией мероприятий, в частности, пикников и др. Кроме того, думаю, что все наши достижения – это и результат того, что мы не боимся брать на себя определенные обязательства и нагрузки, в том числе финансовые. В последнее время компания «Пилигрим» берет в аренду теплоход и, соответственно, работает на нем в пределах Калязина и Калязинского района.
То есть именно мы своими силами создаем свой турпродукт, который другие, скажем, московские или питерские операторы создать не могут. И, соответственно, пакетные туры покупают у нас. В этом тоже наш секрет. Согласитесь, должен же быть какой-то эксклюзив, который можешь создать только ты?..
Еще хочу отметить, что мы работаем при полном взаимодействии с министерством туризма Тверской области и администрацией Калязинского района. Я встречаю полное понимание и поддержку. Такое отношение очень помогает нам в нашей профессиональной деятельности.
– Вы сказали, что вам удалось создать применительно к Калязину образ города. Что вы вкладываете в это понятие?
– Это образ маленького провинциального Калязина со своей дивной историей, со своими узенькими улочками, с архитектурой старых купеческих домов, в которых когда-то жили представители разных сословий и которые были известны не только на местном уровне, но и в России. Образ того, чем занимался и чем был славен старый город. Очень советую вам и читателям журнала посетить наш музей на пристани «Волгари». Вы обязательно полюбите наш город!
Старец с клюкой, кот с едой и Баба Яга с гаданиями
– Елена, на мой взгляд, интерес туристов однозначно могут подогреть будоражащие воображение легенды. Вот чем вы можете удивить? Только колокольней – символом русской Атлантиды?..
– Колокольня, разумеется, является главным символом и достопримечательностью нашего города. И именно с ней связано немало преданий. Так, известно, что на месте Николаевского собора находился деревянный монастырь «Николы на Жабне», и когда монголо-татарские племена стали подходить к Калязину, старец этого монастыря закопал сокровища – он спрятал их где-то в лесах, и по сей день их кто-то ищет. Старожилы говорят, что как только к ним приближаются, то выходит старец с клюкой и начинает отгонять незваных гостей.
Или, например, еще один рассказ – быль или легенда, судить вам. Это интересный случай, связанный с котом и опять-таки с колокольней периода Волгостроя 30-х годов прошлого века. Однажды жители стали наблюдать, что кот носит кому-то еду. Проследили и обнаружили, что здесь прятался заключенный, которому верный пушистый друг и приносил пищу.
И еще с котами связана такая история. Под затопление попали две трети Калязина. И тогда эти дома разбирали и переносили в другую часть города. Так вот домашние животные – очень часто именно коты – впоследствии приходили на берег реки Волги и подолгу сидели и смотрели в ту сторону, где они когда-то жили.
Легенды легендами, но у нас в Калязине в обиходе еще и свои особые выражения, которых нигде нет! Когда мы встречаемся, то всегда говорим: «Добрый день, матушка моя. Как дела, матушка моя?» И это независимо от того, мужчина вы или женщина.
– На просторах Интернета нашла информацию об усадьбе Бабы Яги в вашем городе и просто влюбилась в этот проект. Понимаю теперь, что вы имеете к нему отношение. Как пришла идея, как он развивается сейчас?
– Сейчас все путешествуют в основном семьями, и нам захотелось предложить им такой туристический продукт, который будет интересен и взрослым, и детям. А в Калязине ничего подобного не было. Тогда мы обратили внимание на усадьбу, которую строил для себя Геннадий Александрович Летуновский, причем он первоначально и не планировал заниматься туризмом. Так вот она идеально подходила под резиденцию сказочного персонажа. В один прекрасный момент я написала программу «В гости к Бабе Яге в Калязине», и тут все и началось. Сама программа пошла на ура.
– Еще бы, кто не хочет побывать в избушке на курьих ножках.
– Да. И не просто побывать, но и пообщаться с ее хозяйкой! Баба Яга лично встречает каждого гостя да и угощает вкусными гадальными пирожками. Говорят, у нас в Калязине свои секреты приготовления пирогов и даже была особая часть города – Пирогово. У кого какая начинка будет – у того то и сбудется (так считает Баба Яга). «Если пирожок с яичком – будет довольное личико». «Если с капустой – то в доме не будет пусто». Погадать к нам едут с любого конца России. Обязательно туристам дарим подарок – в данном случае рукавицу счастья. Сейчас усадьба развивается и рядом строится еще один сказочный парк – это будут владения Домового.
Родословная деревянной ложки и музей старых чемоданов
– Правда, что вы сейчас в процессе работы еще над одним интересным проектом – музеем ложек. Может, поделитесь с нами планами?
– Поправлю вас. У нас не музей ложек, а туристическая программа «Родословная деревянной ложки». Мы ее показываем, рассказываем истории, проводим анимационные программы. А сама экспозиция возникла на основе моей личной коллекции. Так мое увлечение переросло в серьезный проект. Сейчас у меня в коллекции не только деревянные, но и самые разные ложки, всего около 400 штук. Наши гости узнают происхождение этого предмета быта, разные приметы, обычаи, гадания, связанные с ним. Например, в зависимости от того, как ты ложку через плечо перекинешь и она упадет, можно узнать, кто родится – мальчик или девочка. Еще мы еще учим туристов играть на ложках. Вот сколько всего много! На данный момент мои ложки находятся в Доме ремесел Калязина.
А планы? Всегда важно, чтобы были музеи или объекты туристического показа, которые не дублировали бы друг друга. Вот и родилась идея издания музея багажа. Это будет такой совмещенный с информационным центром проект, который мы будем делать в основной части Калязина для гостей города, преимущественно индивидуальных туристов. В этом центре мы будем их направлять, давать разный раздаточный материал, консультировать. Сам он будет стилизован под музей багажа. Там же будет и точка питания, и Wi-Fi.
Что принесет «Волжское море»?
-– Все, мы обязательно приедем к вам! У вас интересно! И у нас еще такой вопрос – о масштабном инвестиционном проекте по созданию кластера «Волжское море», который затрагивает и Калязин, и всю Тверскую область. Что, по вашему мнению, это даст Верхневолжью?
– Конечно, проект замечательный и перспективный во всех отношениях. Замечу, что в отношении круизных теплоходов Калязин лидирует. У нас 170 судозаходов за навигационный период, мы работаем со всеми судоходными компаниями. Раньше в наш город вообще никогда не приходили теплоходы, а сейчас можно видеть любые – и двух-, и трех-, и четырехпалубные. С каждого лайнера прибывают порядка 350 человек. Им мы предлагаем различные маршруты по Калязину – несколько вариантов пешеходных, водный, автобусный маршруты, знакомим не только с Калязином, но и с Кашином, Бежецком. И мне лично приятно, что тенденция с заходами судов в наш город только увеличивается год от года. Это говорит о том, что мы хорошо работаем и есть что посмотреть.
Конечно, проект «Волжское море» интересен в большей степени Тверской области. Это новые возможности для наших туроператоров и компаний выйти на другой уровень и сделать уникальные предложения туристам. Кроме того, проект предусматривает развитие инфраструктуры и благоустройства. Например, насколько мне известно, предполагается оформить пристани в едином стиле. Наш Калязин вошел в эту программу, и мы надеемся, что все эти инновации будут ему и его жителям во благо. Все будет работать, опять-таки, на позитивный образ города.
С улыбкой и радушием!
– Можно личный вопрос? Как и почему вы стали заниматься туризмом?
– Вообще я по образованию филолог, работала в Твери в краеведческом музее, затем в Удомельском и в Калязинском филиалах, мы принимали тургруппы. Вот с Калязина все и началось. Сама местная природа и уникальные достопримечательности словно подтолкнули меня к мысли о том, что все это надо показать другим! Этим надо гордиться! Было принято решение поднять туристическую тему и создать фирму, и я была первым гидом в ней, потом первым менеджером, затем – руководителем. Конечно, хотелось творческого подхода, и я стала размышлять, какой образ дать Калязину – Атлантиды земли Тверской или русской Венеции. На что сделать упор? А потом я просто поняла, что категории туристов очень разнообразны и нельзя замыкаться в рамках стереотипов. Сейчас разработано более 40 авторских программ. Все они востребованы!
– Есть ли у вас девиз по жизни, которому вы следуете?
– Как бы ни было трудно (а у меня в жизни, поверьте, было немало очень сложных моментов), считаю, что всегда надо уметь «держать лицо».
– Что хотите пожелать нашим читателям?
– Очень важно любить место, где ты живешь. Не надо находить отрицательные качества, наоборот, надо видеть только положительные. Я работаю в сфере услуг и гостеприимства, а гостей встречают как? С улыбкой и радушием! Поэтому желаю, чтобы и люди по отношению к другим были более добрыми, чтобы от людей шел свет! А как же иначе?..
Беседовала Нина МЕТЛИНА
Фото из архива Елены МИХАСИК