Эксклюзив Максим Сальников: Я живу музыкой!
Эксклюзив
Максим Сальников: Я живу музыкой!
Сегодня в гостях в редакции журнала «Реноме» один из самых любимых артистов Тверской академической областной филармонии
В КАЧЕСТВЕ СПРАВКИ
Максим Сальников – солист Тверской академической филармонии, баянист-виртуоз с исключительной творческой индивидуальностью, обладающий блестящей техникой, высоким артистическим мастерством. Окончил Российскую академию музыки им. Гнесиных в классе профессора В.А. Семенова. Является лауреатом международных конкурсов («Кубок севера», Россия, 1994 год; «Арасате», Испания, 1997 год).
Максим Сальников выступает на престижных концертных площадках России: Концертный зал им. П.И. Чайковского Московской академической филармонии, Малый зал им. М.И. Глинки Санкт-Петербургской академической филармонии, Малый зал Московского Дома музыки и других залах. Он является постоянным участником тверских музыкальных фестивалей: «Музыкальная осень в Твери», Международный фестиваль музыки И.С. Баха, Рождественский фестиваль хоровой музыки «С верой в III тысячелетие», Пушкинский праздник поэзии в с. Берново Старицкого района, фестиваль, посвященный С.Я. Лемешеву, «Вижу чудное приволье». Ежегодно Максим Сальников гастролирует с сольными концертами за рубежом (Германия, Англия, Нидерланды, Дания, Испания, Финляндия).
Он регулярно представляет новые программы, является инициатором новых музыкальных проектов. В 2007 году, совместно с Губернаторским камерным оркестром «Российская камерата», им был реализовал проект «Настоящий Пьяццолла», посвященный выдающемуся композитору современности Астору Пьяццолле, музыку которого знает весь мир. Также этот проект был представлен в следующих городах: Москва, Кострома, Вологда, Пермь.
За заслуги в области профессионального искусства Максим Сальников удостоен звания лауреата премий Губернатора Тверской области (2006, 2007 годы). В 2015 году ему было присвоено звание «Почетный работник культуры и искусства Тверской области» за выдающийся вклад в дело сохранения и популяризации музыкального искусства нашего региона.
Стереотипы, которые исчезнут...
– Максим, у многих людей, скажем так, не очень сведущих в музыке, баян ассоциируется исключительно со свадьбой и русским раздольем. А вы представляете этот инструмент в академическом формате. Как относитесь к такому бытующему стереотипу?
– Могу сказать так: баян – очень молодой инструмент, и он еще только претерпевает какие-то изменения и реагирует на инновации. На данный момент он стал академическим инструментом, но часто, как вы заметили, он все равно ассоциируется с народными инструментами. К самому баянисту нормальные люди порой относятся как к скомороху. Так что да, такие стереотипы существуют. Надеюсь, что со временем они исчезнут...
– Я неоднократно слушала ваши выступления на сцене и видела, какие огромные возможности у этого инструмента. Вы – настоящий виртуоз. Знаю, что ваши выступления на зарубежных гастролях очень популярны. Кстати, за границей восприятие баяна совсем другое?
– Начнем с того, что в той же Европе баяна нет, есть аккордеон. И уж точно с народными инструментами его в один ряд не ставят. Во Франции он, скорее, воспринимается в рамках мюзетовского направления, а-ля французский шансон.
– О да, во Франции – целое аккордеонное искусство. Слышишь эти волшебные мелодии – и сразу видишь уютные парижские улочки с кафешками...
– А, допустим, в Германии аккордеон со времен войны считается, как губная гармошка, академическим инструментом и инструментом современной музыки. В Аргентине это уже не баян, а банданеон. Поначалу он использовался для исполнения духовной музыки, а потом вошел в состав танго-оркестров. Вспомните известного музыканта и композитора Астора Пьяццолла! Однако хочу сказать, что на баяне аргентинская музыка звучит даже интереснее, чем на банданеоне, потому что у того всего один регистр. Так что аккордеон в разных странах имеет свои традиции и уникальные особенности.
Как в семье победил баян
– Максим, а когда вы в первый раз взяли в руки этот инструмент?
– С этим у меня связана целая история. Помните, у нас в школах были смотры строя и песни? Так вот когда мне было семь лет, у нас как раз проходил такой смотр. Мой одноклассник исполнил на флейте «Перепелочку», и все девочки буквально влюбились в него. Мне трудно было такое пережить, и я попросил родителей, чтобы они отдали меня учиться в музыкальную школу – на любой инструмент, кроме флейты (улыбается)! Потому что вторым быть нельзя, можно только первым.
– Насколько я знаю, семья у вас полностью музыкальная?
– Да, мама играла на фортепиано, папа – на баяне. Победила мужская половина, и я взялся за баян. А дальше уже пошла учеба. И вся моя дальнейшая жизнь самым тесным образом связана с этим инструментом. Сначала музыкальная школа, потом педпрактика, затем Костромское музыкальное училище – фактически автоматом. Причем мне очень повезло с учителем – Николаем Павловичем Мичуриным. Он был педагог от Бога! Все, что он успел дать мне (к сожалению, когда я учился на третьем курсе, его не стало), было для меня очень важным и полезным в дальнейшем.
Уже позже я поступил в Российскую академию музыки имени Гнесиных. И там тоже попал к педагогу, у которого мечтал учиться, – к знаменитому баянисту, композитору, педагогу, профессору Вячеславу Анатольевичу Семенову. Заниматься мне очень нравилось. Это было настолько чудное время, что до сих пор вспоминаю его с благодарностью. Сам процесс обучения воспринимался легко. Приезжали баянисты, и все, что они показывали нам, было свежо и интересно. Мы, студенты, с удовольствием впитывали всю информацию. Нам хотелось достичь определенных вершин, и мы к этому стремились!
– Как раз во время учебы у вас была такая возможность?
– Получилось так, что еще во время педпрактики в Костроме я, совсем юным, попал на более взрослые конкурсы, которые явно не соответствовали моему возрасту. Но судьба была ко мне благосклонна, и я не раз становился их финалистом. Позже меня стали узнавать, можно сказать, я примелькался. И потом, уже в Гнесинке, начались более серьезные победы. Уже на первом курсе я стал лауреатом конкурса «Кубок Севера». Это было значимо на тот момент. Потом была Дания, и тоже конкурс. Но главные места там отдали своим. После чего была Испания («Арасате»), где опять все было удачно. Да, конкурс – это во многом лотерея и фортуна. Но в целом успехи были, и я ими гордился и горжусь.
Как публика... топала артистам
– Максим, вы очень много выступали с сольными концертами за рубежом. Что хочется вспомнить особо?
– Да, это была целая череда ярких гастролей по всему миру. Но, наверное, Голландию и Англию забыть невозможно. В Англии мы были два раза, я ездил туда и с сольными концертами, и вдвоем с моим другом – домристом Виктором Майоровым. Мы играли популярную классику в обработке, причем выступали и в больших залах, и в закрытых клубах. Уровень культуры там таков, что люди очень вдумчиво и с пониманием относятся в музыке. Сказать, что нас принимали «на ура», значит ничего не сказать. Причем именно в Англии у меня были рекордно длинные гастроли – целый месяц, и по концерту каждый день.
Голландия – своеобразная страна, в ней много людей приезжих, много портовых городов. Выступать там также интересно, но атмосфера другая. Люди более естественны и открыты в выражении своих эмоций. Последний раз мы там были вместе с оркестром, все прошло очень душевно! Кстати, именно в Голландии был любопытный случай. После исполнения произведений публика артистам не хлопала, а топала ногами. Сначала мы, признаюсь, растерялись. А уже потом выяснилось, что так у них принято выражать восхищение!
Диск хорошего настроения
– Работа в составе Тверской академической областной филармонии – это целый пласт вашей жизни. Как оказались здесь?
– Меня пригласили сюда на прослушивание, которое я успешно прошел. На тот момент у меня был маленький сын (ему исполнился только годик). Перемены меня не пугали, и всей семьей мы переехали сюда. Вот так я уже 15 лет здесь. Меня поразила сама филармония, отношение к музыке тверитян. Все-таки то, что Тверь находится между двух столиц, накладывает отпечаток на менталитет ее жителей. Тут с удовольствием ходят на концерты, залы заполнены, люди знают толк в музыке. Да, есть нюанс – Тверь настороженно относится к чужакам, но если ты сумел завоевать ее доверие и любовь, то это навсегда. Меня сразу приняли здесь, и мне это, что греха таить, очень приятно и по сей день. Со своей стороны, стараюсь дарить людям радость и не расслабляться. Играю с оркестром, хором, у меня есть и свой ансамбль, который мне очень дорог.
– И у меня как раз следующий вопрос. Вы являетесь инициатором создания и руководителем квинтета «NoIndifference». Как пришла идея?
– Сам коллектив образован в 2008 году и продолжает традиции знаменитого квартета Бориса Тихонова, тверского композитора. А с его внуком Дмитрием Ивановым я как раз учился в Гнесинке, только на разных курсах. У нас слаженный ансамбль, костяк которого неизменен: это Татьяна Николаева (гитара), баян (ваш покорный слуга), контрабас (Виталий Барменков). На данный момент коллектив устаканился, и на скрипке играет Елена Черкашина, а на ударных – Александр Ипполитов.
Сейчас у нас приятная новость: весной запланированы юбилейные концерты, на которые мы вас с удовольствием пригласим! Будем выступать сами, с солистами, с танцевальным сопровождением. И к этому событию мы записываем диск, который будет диском хорошего настроения. Знаете, я давно шел к этому. Хочется позитива, ведь жизнь и так не всегда балует нас счастливыми моментами. Поэтому в диск будет включено по минимуму меланхоличной музыки и по максимуму энергичной и зажигательной. По жанрам это будут в основном танго и вальс, чистый инструментал. Раскрою тайну: хотим назвать диск «Кумбанчеро», в переводе с испанского «веселый человек».
– У вас самого душа лежит к какой музыке?
– У меня нет особенных приоритетов, тем не менее «битлам» отдам признанное первое место. В основном люблю иностранную музыку, ту, которая доставляет удовольствие. Впрочем, все относительно. Вы поймите: я живу музыкой, играю классику, современную, народную. Кстати, исполняю и Софию Губайдулину, автора очень сложных и глубоких симфонических произведений. И самое интересное, что в Европе людям очень импонирует, когда звучит эта музыка. А здесь я ни разу ее не сыграл, потому что люди не приучены к такому, они не поймут и, возможно, не оценят.
В Твери задают высокую планку
– Максим, у вас есть ученики?
– Непростой для меня вопрос. У меня был один ученик, которого я вел по просьбе его родителей. Сейчас он уже учится в Москве. Почему не хочу продолжать эту тему? Потому что понял, насколько это серьезно. Ты вкладываешь в юного человека не только мастерство, но и душу. А еще переживаешь за его ошибки и неудачи, как за себя. Понимаете, в чем сложность быть музыкантом? Надо выйти на сцену и сыграть каждый раз, как на конкурсе, и ты должен быть подготовлен на 200 процентов, потому что 50 процентов ты все равно потеряешь от волнения, все мы люди! И вот если твой ученик где-то потом не так сыграет – вся ответственность лежит на тебе.
– Эту ответственность вы ощущаете и когда выступаете на сцене?
– Да, и не только за себя, но и за весь коллектив. Только у меня в ансамбле пять человек, а представляете, сколько в оркестре и в хоре? И надо отдать должное художественному руководителю и главному дирижеру Андрею Кружкову, который блестяще справляется со своими обязанностями. Весь коллектив и руководство филармонии очень серьезно относятся к своей работе: в Твери задают высокую планку. Ее занизишь, и люди сразу почувствуют это. Надо постоянно работать, совершенствоваться и доказывать свой профессионализм!
Жить нужно легко и на позитиве!
– Что для вас значит ваша семья?
– У меня замечательная семья, которую я очень люблю. Сыну Дане 16 лет, дочери Маше 6 лет. Они также увлечены музыкой. Семья, как вы знаете, тоже вся музыкальная, как и у моих родителей. Супруга Татьяна – директор филармонии, ее мама – известный композитор. Заранее отвечаю на ваш вопрос: хотим ли мы, чтобы дети пошли по нашим стопам, – нет. Это действительно тяжелый труд. Чтобы самореализоваться в этой профессии, нужно всегда быть в первых рядах, и это непросто.
– Максим, вы очень творческий человек и, наверное, хобби у вас творческое?
– Вы знаете, нет. Есть две вещи, которые я очень люблю. И пусть кому-то они покажутся приземленными, но не мне. Мои увлечения – это рыбалка и огород. В детстве, в Костроме, мы часто выезжали на дачу – в Галич. Красота там неописуемая, можно сравнить со Швейцарией. Там я «заболел» рыбалкой. Для меня и сейчас это лучший отдых. Также помогал бабушке по огороду. А сейчас у нас своя дача, и нет ничего лучше, чем летним вечером повозиться с землей, которая отвлекает от проблем, снимает усталость, успокаивает и дает энергию для любого творческого человека.
– Максим, мне кажется, что вы оптимист по жизни. Это так?
– Да, совершенно верно. Я – абсолютный оптимист и верю только в хорошее. Ко всем людям отношусь по-доброму. Считаю, что жить нужно легко и на позитиве!
– Финальный вопрос. Как вам удается так красиво играть? Вы, наверное, часами репетируете?
– Развею ваши иллюзии. Когда учился в Гнесинке, мы с друзьями постоянно упражнялись – бывало, по 12 часов в день. Сейчас настал такой период, что где-то нужно сделать и паузу. Некоторые вещи (но не все) можно сыграть без репетиций, вышел и исполнил на одном дыхании! Просто ты композицию настолько знаешь и чувствуешь, что она есть у тебя в голове и ты ее видишь – не один музыкальный штрих, а всю в целом. Как художник картину! Вот такое сравнение... Знаете, вспоминаю гениального человека, советского дирижера и музыкального педагога Илью Мусина. Он говорил, что все в мире должно быть естественно. Если что-то будет не так, то это сразу же станет заметно. Также это относится и к игре на баяне: движения должны быть естественны, а всю композицию ты должен видеть целостной картиной. Слушателей не обманешь!
– Спасибо за интересное интервью! И до новых встреч в Тверской филармонии!
Беседовала Нина МЕТЛИНА