Тверской бизнес ИСТОРИЯ «АФАНАСИЯ»: Корпоративные войны и технический шок
Легендарное предприятие Тверского региона, известное на всю страну и за ее пределами, – это холдинг «Афанасий». Историю успешного завода далеко не всегда можно назвать безоблачной. Были корпоративные войны, рейдерские атаки, огромные убытки, но были и потрясающие взлеты. Чтобы никто не страдал «исторической амнезией», компания проводит серию встреч, прежде всего, для своего коллектива. На них руководитель холдинга Максим Ларин вместе со своей командой и единомышленниками рассказывает суперлюбопытные моменты становления. Очень откровенно и весьма поучительно…
Полный отчет о первой встрече – читайте в прошлом номере журнала «РЕНОМЕ» (№6(128).
В сентябре состоялась вторая такая встреча. И речь на ней шла о знаковом периоде в жизни завода – это 1997-1998 годы. Модератором на этот раз выступил генеральный директор компании «НикитиН» Дмитрий Костин.
Один из самых ярких видеороликов, показанных на экране, был архивный телесюжет, датированный концом 1997 года – 20 лет назад! Да, было время, когда предприятие после конфликта с налоговиками и властью перерегистрировалось в Москве, где «исправного налогоплательщика приняли с распростертыми объятиями». И астрономические суммы налогов (3 млрд рублей ежемесячно) ушли из Тверской казны. Ситуация та разрешилась, благоразумие возобладало, и компания вернулась в Тверь. В новостях это событие подавалось как знаменательное, и это действительно так.
Люди в черном
Чужой успех не давал спать, похоже, никому, тем более, криминалу. Так, осенью 1997 года Максиму Ларину позвонили и сказали, что весь завод оцеплен людьми в черных плащах с оружием. Это одна из гремевших на всю Россию бандитских группировок потребовала отдать дань - примерно 4 миллиона долларов на тот момент.А организатором сего действа выступил один из ключевых сотрудников завода.Управление завода тогда раскололось на две части, началась корпоративная война, затем были и «маски-шоу», и подкинутые в бухгалтерию печати. Об этом периоде на встрече рассказал Анатолий Самарин, который являлся руководителем службы безопасности компании.
Чем все это в итоге кончилось и кому досталась победа – мы знаем…Как подытожилМаксим Ларин, который прошел, похоже, сквозь огонь, воду и медные трубы 90-х: «Я понял одно. Самое главное, чтобы победить в корпоративных войнах, нужны юрист, финансист и собственная голова».
«Генеральский эффект», или Закон подлости
Олег Степанов появился на заводе в январе 1998 года в качестве технического директора. Он пришел из оборонки, и дело, которым ему нужно было заниматься, было в новинку. Многому пришлось учиться и многому пришлось удивляться. Да, тогда не было такого роскошного здания, все было гораздо скромнее. А еще был огромный энтузиазм у всех людей, с которыми ему пришлось познакомиться.
«Я был ошеломлен блеском их глаз. Было сразу видно, что это потрясающая, слаженная, высокопрофессиональная команда единомышленников. Но не только этому мне пришлось поражаться. В тот момент активно шла реконструкция предприятия, и суммы, которые выделялись на это, по своим масштабам были просто космическими. Еще приятной неожиданностью было то, что буквально через две недели после моего прихода на предприятие, я был делегирован за границу - перенимать опыт работы Южно-Африканской компании. Нет, в Африку мы не поехали, а отправились в Будапешт, где и проходила учеба. Было очень интересно, и мы с удовольствием впитывали всю информацию!»
Как и на прошлой встрече, выступающие обязательно рассказывали любопытные моменты. Олег Степанов признался, что до сих пор не может забыть пуск линии KronEs. Максим Ларин тут же прокомментировал: «Для меня это линия многое значила. Это как первый джип, заработанный собственными руками и мозгами. Одна только бутылкомоечная машина стоила что-то порядка 1 миллиона евро…»
Так вот, в момент презентации этой линии произошло то, что называется «генеральским эффектом». Итак, все в сборе – присутствуют руководство завода, пресса, власть. Ломятся сервированные столы, и булькает шампанское в бокалах! Осталось только под аплодисменты запустить механизм. Но, видимо, у руководителя Союза промышленников и предпринимателей Тверской области Сергея Потапова была тяжелая рука. Ему было доверено право нажать на кнопку, что он и сделал, но… чуда не произошло, линия не заработала. О том, что осталось в этот момент за кадром, история умалчивает. Однако, как заметил сам Олег Степанов, «зная характер Максима Владиславовича, вы можете представить, что было в процессе и потом». Но, главное, что линия была успешно запущена, правда, несколько позже…
На позитиве
Несмотря на лихие 90-ые, на предприятии активно велась грандиозная реконструкция. Вкладывались такие деньги, что сейчас в это трудно поверить. Михаил Скачков, который был директором по реконструкции завода, назвал очень метко то, что происходило тогда назаводе – «техническим шоком». «Мы очень далеко продвинулись, и то оборудование, которое мы привозили, было для Твери неким космосом!» - заметил он.
А еще была построена своя 200-метровая водяная скважина, своя газовая котельная. Компания участвовала в международных выставках, проводила масштабные городские праздники, открывала региональные представительства в Москве, Сочи, Новосибирске. В 1997-1998 годах завод входил в пятерку ведущих налогоплательщиков региона. А по версии журнала «Эксперт» - в сотню лучших предприятий России.Движение вперед, несмотря на и вопреки, продолжалось!
Вот такие яркие фрагменты из летописи холдинга. Продолжение следует…
Нина Метлина
В качестве справки
1997 год
*В феврале запущен первый в России цех по установлению литографированного листа и кроненпробки
*Принято решение о переходе к новой управленческой технологии на базе внедрения информационной системы R3
*Открыты региональные представительства в Москве, Сочи, Новосибирске
*ЗАО «Тверь-пиво» - единственное предприятие российской пивоваренной промышленности, принявшее участие в самой крупной продовольственной выставке мира АНУГА-97. Продукция была представлена на стенде «Избушка»
*21 декабря – начало реконструкции предприятия
*Предприятие – в пятерке ведущих налогоплательщиков региона. Налоговые отчисления – ок. 5 млрд неденоминированных рублей
1998 год
*Объем производства – 4 млн. декалитров в год
*На предприятии производилось 13 сортов пива
*По инициативе М.В.Ларина создан отдел мотивации труда
*Создано ОАО «Афанасий-пиво». Генеральным директором стал Максим Ларин