Подписаться на рассылку

Вы можете подписаться на нашу рассылку, заполнив необходимые поля снизу. Будьте в курсе всех новых мероприятий и новостей.

«СЕМЕЙНОЕ СОБРАНИЕ» АЛЕКСАНДРА ВИХРОВА

Мир коллекционеров

«СЕМЕЙНОЕ СОБРАНИЕ» АЛЕКСАНДРА ВИХРОВА

 

 

В тверском Музее живописи В.М. Сидорова «На тёплой земле» с 17 апреля работала выставка с названием «Семейное собрание», где были представлены живопись, графика, скульптура и авторский фарфор – более сорока произведений российских художников из коллекции Александра и Любови Вихровых. Эта семейная пара – основатели известного фонда гуманитарных инициатив «Для мира и блага» (Москва). Александр – журналист и политолог, Любовь – доктор-косметолог, пластический хирург. Фонд занимается благотворительностью и проектами в области культуры. В экспозицию вошли работы народных художников СССР Юрия Пименова и Ахмата Лутфуллина, народных художников России скульптора Андрея Балашова, живописцев Василия Волкова и Юрия Орлова, графика Людмилы Юга и еще целого ряда замечательных мастеров в разных жанрах изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

 

О новом выставочном проекте рассказывает Александр ВИХРОВ:

 

– Сразу отвечу, почему наша выставка в Твери. Во-первых, я сам родом из Андреапольского района, а после университета в Ленинграде попал по распределению в Вышний Волочек.  Я закончил факультет журналистики и работал в редакции местной газеты. Писал статьи на темы культуры. Стал бывать на Академической даче, познакомился с ее директором Петром Николаевичем Козельским и многими обитателями этого уникального поселения. А первыми, кто меня там привечал, были народные художники СССР Валентин Михайлович Сидоров и Алексей Петрович Ткачев. Общение с замечательными художниками привело к мысли углубить свое образование, и я даже сумел поступить в Репинский институт Академии художеств, чтобы получить второе высшее образование. Правда, проучился я там недолго. Переезд, новая работа – и несданная сессия, хвосты… До сих пор сожалею, что занял там чье-то желанное место, ведь конкурс на поступление был очень большой.

 


Поразительное совпадение: Музей живописи В. М. Сидорова находится на бульваре Радищева, в особняке, где была редакция молодежной газеты, когда я туда пришел работать. Здесь часто собиралась творческая молодежь,и мы подружились с Геннадием Клюшиным и Людмилой Юга. На нынешней выставке была изумительная графика Людмилы, 1980 год. Это храм в удомельском селе Дубровское, возле которого похоронен Алексей Венецианов. Того же времени – гравюра Геннадия «Кочки на болоте» из серии «Детство» и особо дорогой от него подарок: экслибрис для моей библиотеки с изображением Бетховена.

 

Собственно, с подарков друзей и начиналось домашнее собрание. Помнится выставка студентов недавно открывшегося художественного училища – «венециановцев» – в зале искусств областной библиотеки. В том выпуске был и детский товарищ, Володя Дмитриев – в Андреаполе мы жили по соседству. У нас в семье сохранилась одна из первых его картин: «Троицкий собор в Старице».  А буквально за месяц до выставки предложили приобрести еще живописную и графическую работы, и мы их тоже показали здесь. Все годы, как узнал о его кончине, ношу в себе невольную вину, что в трудное для Володи время потерял его из виду.

 

В Твери, а вернее – в тогдашнем Калинине, прожито 12 лет. Заходил в Дом художника к возглавлявшему тогда отделение Союза Василию Ивановичу Волкову. Большой был художник, и как дань уважения мастеру –его картина на афише выставки. Остались впечатления от периодических поездок на «Академичку» и память об этом – картина Вячеслава Столярова с дачным примечательным мостиком. А еще вспоминаются наши застолья в мастерских художников на улице Серебряной, особенно гостеприимные – у Всеволода Солодова. У нас есть две его картины, они действительно радуют глаз – пейзаж с березами и вид на исток Волги. Тему малой родины продолжают картины тверского художника Игоря Бучнева. На одной из них – Нилова пустынь, где я первый раз побывал еще ребенком.

 

В экспозиции нынешней выставки были представлены произведения двух наших московских друзей – народных художников России Андрея Балашова и Юрия Орлова. Занимательным получилось наше знакомство. Это было в Северной Корее, летом 1989 года, когда там проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Мы все оказались в составе культурной делегации СССР. Андрей – скульптор, Юрий – живописец. Я – редакторфестивальной газеты. Тогда же мы познакомились и с моей будущей женой, с которой вот уже сколько лет идем по жизни вместе. Люба являлась врачом всей нашей культурной делегации, и, поверьте, у нее там работы было больше, чем у всех. Обратно мы возвращались поездом из Пхеньяна в Хабаровск, вчетвером в одном купе – с того времени дружим.

 


И надо же так случиться, что с Балашовым мы через месяц встретились вновь – в Калинине проходил пленэр скульпторов. Андрей сделал впечатляющую работу – фигуру первого тверского епископа Симеона. До недавнего времени она стояла у Путевого дворца. Интересно бы знать, куда ее передвинули? Сейчас Балашов – академик, профессор, автор выдающихся произведений монументального искусства. Ну а в нашей домашней коллекции от Андрея – забавный бронзовый песик, который очень нравится жене. Любовь Анатольевна, надо сказать, деятельно участвует в формировании нашего собрания. К общей радости, вкусы у нас похожие…

 

У Юрия Орлова творческая судьба сложилась тоже счастливо. Вот два месяца назад в самых престижных залах Российской академии художеств состоялась его персональная выставка – очень впечатляющая. Один из пейзажей переехал оттуда прямо на нашу выставку. Юрий – ведущий живописец Студии военных художников имени Грекова, создатель мощных патриотических картин.Однако как удивительно иногда складываются обстоятельства: Орлов был руководителем потока пленэра молодых художников на Академической даче, а среди участников – Павел Соловьев, который для нашей семьи, можно сказать, стал родным человеком.

 

Необычно начиналось наше знакомство. Бывая в Твери, я всегда заходил в салон Дома художников. Там и увидел его картину, очень своеобразную по письму. Купил.  Год, наверное, она была у нас. А потом я оказался в Париже, в нашем культурном центре, на выставке молодых российских художников «Окно в Европу» и по манере сразу опознал еще одну работу Соловьева. Привез каталог, разыскал Павла в Ржеве. Он тогда только закончил училище Венецианова. Парень рос как творческая личность на наших глазах. Поступил в Суриковский институт, Валентин Михайлович Сидоров взял его в свою творческую мастерскую. Приятно, что именно здесь, в музее имени любимого учителя, у Павла была уже персональная выставка.

 

В нашем собрании более двадцати работ Соловьева. Часть кочуют по выставкам, и мы всегда откликаемся на просьбы дать на показ. Помогаем Павлу организовать его выставки.  Сюда мы взяли несколько картин, самых любимых – тех, что в доме на виду. Глядя на его пейзажи, вспоминаешь слова Есенина: «Я последний поэт деревни». С возрастом талант Соловьева раскрывается все полнее, он выходит на уровень философского осмысления. Такова его картина «Плакать или радоваться» с молодежью у Ржевского мемориала.  Она открывала нашу выставку. В преддверии Дня Победы мы решили добавить праздничного настроения, взяв в экспозицию большое нарядное декоративное блюдо Императорского фарфорового завода с майским салютом на фоне старинного храма. Подготовили для экспозиции еще несколько предметов, созданных именитыми художниками ИФЗ.  С этим коллективом у меня важные взаимоотношения – я много лет являюсь членом совета директоров ОАО «Императорский фарфоровый завод» и радуюсь тому, как бережно сохраняются традиции рукотворного создания авторского фарфора.

 

По-разному, порой довольно неожиданно, попадают в домашнее окружение контрастные по отношению к основному собранию вещи. Мы даже поспорили между собой, как вписать в выставочное пространство среди все-таки довольно благостных картин скульптуру «Воин нижнего мира» великолепного бурятского мастера Гэсэра Зодбоева. Оказалось очень по месту и кстати.  И так получилось, что в нашей коллекции немало произведений известных художников из Башкирии. Я работал в крупной финансовой корпорации, которая имеет большой офис в Уфе, и, приезжая туда по делам, находил время для посещения выставок, художественных салонов. Редко когда уезжал без покупки. Яркие, очень своеобразные художники – мы рады, что можем их показать. Удивительно, как мило сочетаются в нашей коллекции произведения двух великолепных мастеров старшего поколения, народных художников СССР – «Цветок на окне» Ахмата Фаткулловича Лутфуллина и «Вид из окна» Юрия Ивановича Пименова.

 

Бывает, что и сами мы предлагаем художникам, чье творчество нас привлекает, свои сюжеты. Так, Юрий Орлов создал по моему заказу живописное полотно на историческую тему. Многие знают, что основная сфера моих интересов – российско-французские отношения начала XIX века. Картину Юрия Орлова, посвященную встрече русского монарха Александра I и императора французов Наполеона в Тильзите, я уже показывал в Твери несколько лет назад на своей выставке «Сила народная». А вот тверской художник Роман Усачев выполнил портреты всех членов нашей семьи. Правда, на нынешней выставке из них только «Дама с собачкой»… В родном Андреаполе живет очень хороший художник Евгений Ефимов. Я попросил его нарисовать для нас с братом родительский дом. Картина называется «Переулок Матросова, дом 3».

 

Хотелось бы поблагодарить коллектив Музея живописи В.М. Сидорова за отличную организацию выставки и всех, кто нашел возможность здесь побывать. С особым чувством мы встречали среди почетных гостей известных тверских художников. Очень радостно, что эта «домашняя» экспозиция стала поводом для теплой встречи друзей юности, с кем мы вместе работали когда-то и в редакциях газет, и в областном комитете комсомола. Воспоминаниям не было конца…

Фото Олега МЕТЛИНА

Адрес редакции: 170100, Тверь, Вагжановский пер., д. 9 офис 311
Тел./факс: (4822) 57-00-70, тел./факс: (4822) 41-95-18
Мы в соц сетях:
Яндекс.Метрика