ЛЮДМИЛА МУСИНА: РАЗГОВОР ПО ДУШАМ Руководитель центра «Душевный доктор», психотерапевт отвечает на вопросы журнала «Реноме»
От первого лица
ЛЮДМИЛА МУСИНА: РАЗГОВОР ПО ДУШАМ
Руководитель центра «Душевный доктор», психотерапевт отвечает на вопросы журнала «Реноме»
Помочь большому кругу людей
– Людмила Олеговна! Центру «Душевный доктор» исполнилось ровно два года. За это время Центр современной психотерапии уверенно занял свое место в Твери. Не раз слышала такое мнение, что он уникальный. В чем, по вашему мнению?
– Добрый день, уважаемая Нина Олеговна, дорогие читатели! Я благодарю вас за приглашение. Без ложной скромности могу согласиться с данным определением центра. «Душевный доктор» – это единственный в своем роде узкоспециализированный медицинский центр психотерапевтической помощи, в котором работают высококвалифицированные и лучшие специалисты нашего города (психотерапевты, психиатры, неврологи, психологи, терапевты). Атмосфера, отношение и подход отличаются бережным, заботливым и теплым взаимодействием с клиентами, располагая к душевному комфорту начиная уже с ресепшен. Особенно хочется отметить высокий уровень подготовки, образования и обширный опыт работы всех специалистов, их искреннюю любовь к своей профессии, что дает закономерно отличные результаты в работе. Благодаря наличию в центре специалистов разных направлений мы можем помочь большому кругу людей с разными душевными переживаниями и сложностями.
Когда лекарства – не панацея…
– В вашем центре ведут прием психологи, психотерапевты, психиатры. Простому обывателю порой трудно понять, в чем отличие их друг от друга?..
– Да, я тоже сталкиваюсь с такими вопросами на приеме. Некоторые люди видят в этих однокоренных словах одинаковое значение. Но это не так. Психологи – это специалисты с высшим психологическим образованием, они могут быть клиническими, социальными, психологами-педагогами и т.д. Далее психолог проходит обучение в одном или нескольких психотерапевтических подходах (КПТ, гештальт, эмоционально-образная терапия, экзистенциальная психотерапия, психоанализ). Психолог занимается консультированием и терапией здоровых людей, попавших в сложные жизненные ситуации, но иногда может работать и с несложными случаями невротического спектра. Клинический психолог имеет цикл подготовки по психиатрии, он занимается диагностикой, консультированием, терапией, коррекцией людей с психическими расстройствами. Психологи не ставят диагнозы и не выписывают лекарства, но в команде с психиатром их работа очень ценна. Психиатр – это врач, в основе его деятельности – высшее медицинское образование с клинической ординатурой по специальности «Психиатрия». Психиатры занимаются диагностикой, медикаментозной терапией, реабилитацией, профилактикой психических заболеваний и расстройств (шизофрения, аутизм, деменция, органическое поражение головного мозга, биполярное аффективное расстройство и многое другое, но также и невротический спектр: ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство), паническое расстройство, тики, психосоматические расстройства и т.д.)
Психотерапевт – это врач, также получивший высшее образование в медицинском университете, закончивший клиническую ординатуру по специальности «Психиатрия» и далее прошедший первичную профессиональную переподготовку по специальности «Психотерапия». На этом образовательный процесс не заканчивается, врач выбирает направление в психотерапии, в котором будет работать, и проходит цикл обучения (тот же, что и у психологов). В итоге получается специалист, работающий как со здоровыми людьми, так и с людьми, имеющими психические расстройства, разными способами. Особенно хочется отметить для читателей, что психотерапевт – это доктор, который предлагает, объясняет и мотивирует на решение проблем и сложностей с помощью психотерапии. Лекарства – это не панацея и часто не помогают в изменении сложных жизненных ситуаций.
– Мы живем в особое время, когда неврозы, депрессии и панические атаки тревожат фактически каждого из нас. А как центр помогает справляться с ними? Только ли лекарственной терапией? Или?..
– Как раз плавно переходим к сути психотерапии. Конечно, врачи используют психотропные лекарственные средства для коррекции острых проявлений расстройств, облегчения состояния пациентов. Мне понравилась фраза из книги известного русского психотерапевта М.Е. Литвака: «К сожалению, лекарства помогают, но, к счастью, ненадолго». Действительно, в своей работе я вижу, как состояние улучшается на фоте фармакотерапии, но надолго ли, это всегда большой вопрос. Чаще всего после отмены лекарств, если человек ничего не изменил в своей жизни, симптомы и жалобы возвращаются. Я предлагаю своим пациентам курс психотерапии. Если в общих чертах, то психотерапия – это лечение души через и посредством взаимодействия со специалистом. Процесс, который имеет цели, запрос, согласованный план и структуру, набор методик, техник и заданий, экспериментов и открытий, но прежде всего – доверительные, глубокие, теплые и открытые взаимоотношения между пациентом и терапевтом. Целью его является определение маршрута к улучшению качества жизни, выздоровлению с опорой на этом пути на психотерапевта. Инструменты, используемые специалистом, зависят от полученного образования, в каком подходе работает психолог или психотерапевт. В любом случае психотерапия – это работа, путь, требующий регулярных (не реже одного раза в неделю) встреч, выполнения взятых договоренностей, заданий и обязательств, и чаще длительный по продолжительности. Длительность определяется запросом и состоянием клиента. Но это действительно интересное путешествие в свой внутренний мир, бережное, заботливое и доброе. После курса психотерапии невозможно «перестать знать» важную информацию о себе (например, о потребностях) и забыть приобретенные навыки и способности (справляться самостоятельно с тревогой).
Ваша душа заслуживает большего
– Сейчас много психологов, которые называют себя таковыми, по сути, не имея ни образования, ни лицензии. И люди порой доверяют им свое душевное здоровье. Сталкивались на своей практике с тем, что обманутые в своих ожиданиях люди потом обращаются к вам?
– Интересный и непростой вопрос. К сожалению, конечно, сталкиваюсь с пациентами, которые стали в каком-то смысле жертвами таких «специалистов», и первая сложность – это уровень недоверия в дальнейшем ко всем другим психологам и психотерапевтам. Сталкиваемся с некой дискредитацией профессионалов в этой сфере. После получения негативного опыта – в лучшем случае – нейтрального, в худшем – травматичного – возникает сложная работа по устранению и его тоже. Я полагаю, что отсутствие закона об оказании психотерапевтической помощи, регламентирующего перечня специалистов, требуемого образования (дипломы, сертификаты, лицензии), обязательного включения супервизий и личной терапии специалистов, что соответствует международным правилам и условиям для практики, ответственности за оказание данной услуги дает возможность для роста «специалистов после двух месяцев курса», что влечет за собой печальные последствия. Очень хотелось бы пожелать нашим читателям относиться к себе и выбору специалистов осторожнее, заботливее, так же как вы выбираете и в других сферах жизни (или докторов соматического профиля). Ваша душа заслуживает, возможно, большего внимания.
В любых жизненных обстоятельствах
– В частном разговоре со мной вы упомянули об удивительном человеке, психиатре Викторе Франкле, который выжил в нечеловеческих условиях в концлагере и стал основателем одной сильной теории. Почему его книга оказала на вас такое влияние?
– Виктор Франкл – выдающийся австрийский психиатр, психотерапевт и философ, основоположник логотерапии– направления в экзистенциальной психологии и психотерапии, бывший узник нацистского концентрационного лагеря. Потрясающая книга В. Франкла «Сказать жизни да!» не оставит равнодушным ни одного читателя. И я, конечно, не исключение. Удивительным для меня стали невообразимая сила воли, мужество, честность, самоотверженность и искренность этого удивительного человека в тех чудовищных обстоятельствах, в которых он оказался. Книга и его учение несут оптимистичный посыл нам: в любых жизненных обстоятельствах (даже самых ужасных) у нас есть свобода выбора. Свобода выбора относиться к происходящим вещам тем или иным образом, выбор своего, того или иного, поведения, сохранять и ориентироваться на свои ценности в жизни (порядочность, доброту, сострадание), поиска своего смысла жизни.
Психотерапевт в роли детектива
– Вы, как руководитель, ведете в центре – и весьма успешно – такую глобальную тему, как семейная психотерапия. Кстати, Тверь в этом смысле, можно сказать, выделяется на фоне других российских городов, так как подобное направление развито только в Москве и Питере. Полагаю, что для вас это сложно и интересно одновременно. А как вообще проходит прием – встреча с семьей, – из каких «кубиков» он складывается, о чем вы говорите, как вытаскиваете «корни проблем»?
– Попробую ответить на этот вопрос коротко, насколько это возможно. Семейная системная терапия – направление современной психотерапии (и одновременно революционный вызов ей), суть которого состоит в том, что в качестве «клиента» для семейного терапевта выступает не индивид, а целая семья. Как самостоятельное направление психологической помощи семейная терапия возникла в 50-е годы XX века. Такой подход оказался более продуктивным и экономически эффективным – было доказано, что семья, если дать ей нужный профессиональный толчок и «запустить» ее положительные силы, способна сама, на основе собственных внутренних ресурсов, помочь своим членам, а не наоборот, усугубить страдания человека, обратившегося за помощью.
Когда обращаются за помощью родители с подростками и детьми (по поводу детей), один из супругов (по поводу конфликтов и непонимания), взрослые люди с проблемами зависимого поведения и во многих других случаях, я всегда настаиваю на сборе семьи и проведении семейной встречи. Первая встреча – одна из самых важных и волнительных для всех. Я стараюсь пригласить максимальное количество членов семьи, или хотя бы живущих вместе. Каждый член семьи является для меня важным, значимым, несущимсвое видение ситуации, вносящим неоценимый вклад в процесс терапии. Всем уделяется одинаковое внимание, время и оказывается поддержка. Семейная терапия – важная и сложная работа, основанная на регулярных встречах, один раз в три-четыре недели, направленная на диагностику, анализ, исследование трансгенерационных передач паттернов поведения, семейных тайн и их значения и последствий, сложностей и проблем, а также ресурсов, ценностей и возможностей семейной системы. Известный семейный психотерапевт Клу Маданес высказала такое признание: «Каждый психотерапевт – детектив, а достигнутые им благоприятные результаты лечения – плод успешно проведенного расследования». В работе с семьей очень важно подобрать именно их уникальный ключ, который поможет открыть двери в душу каждого члена семьи. В этой непростой работе я стараюсь быть максимально бережной, внимательной и заботливой ко всей семье.
– В центре есть свой кабинет для работы с юными пациентами – очень уютный и красивый. А в какой психологической помощи нуждаются современные дети? И еще вопрос к вам, как к опытному специалисту: какие сигналы говорят о том, что ребенка нужно вести к психологу?
– Я полагаю, что сигналов о необходимости обратиться с ребенком к психологу очень много. Чаще всего родители и сами отмечают их. Например, изменения в поведении ребенка (замкнутость, отчужденность, конфликтность, драки, жестокость, плаксивость, гиперактивность и двигательная расторможенность), эмоционально-волевой сфере (тревожность, апатия, раздражительность, злость, печаль, нежелание что-либо делать, безразличие ко всему), нарушения мышления и памяти (забывчивость, снижение концентрации внимания, непоследовательность, сложности с усвоением материала), нарушения сна (бессонница, частые пробуждения, сонливость) и аппетита, снижение или набор веса, тики, заикание, энурез, большой спектр психосоматических расстройств (все виды болей, диарея, запоры, кашель) и частые простудные заболевания (ОРВИ). Этот список можно бесконечно продолжать. Но самое важное: если вас действительно что-то тревожит в самочувствии или поведении вашего ребенка и это длится уже какое-то время, не откладывайте обращения к специалистам.
– В сферу работы центра входит и такое направление, как оказание психологической помощи людям, попавшим в ловушки азартных игр, распространенных сейчас в интернете. Насколько эффективной здесь является работа психолога? Это реально помогает?
– С проблемами зависимого поведения я работаю в центре в двух подходах: семейная системная терапия и схематерапия. Чаще всего план лечения строится на использовании комбинации из этих сессий. Я не могу сказать, что терапия зависимостей от азартных игр является большой частью моей деятельности. Но данная проблема определенно заслуживает активного внимания. Общепризнанный факт: только психотерапия дает возможность изменить свою форму мышления и поведения по отношению к азартным играм (или любому веществу, объекту, человеку, деятельности, к чему сформировалась зависимость), также меняя образ и смысл жизни, отношений с близкими и друзьями, пересмотреть систему ценностей. Это комплексная проблема, не получится ее решить «волшебной таблеткой». Но длительная и упорная работа с подготовленным в данной сфере психологом или психотерапевтом, возможно, в команде с психиатром и наркологом, дает реальный шанс на новую жизнь. Главное ответить на вопрос: «Зачем?»
Бесценный врачебный опыт
– Хотелось поговорить еще о вас лично. Вы пришли в частный бизнес, став его руководителем, из государственной медицины. Долго время вы работали психотерапевтом в клинике, у вас огромный опыт на этой стезе. Почему сделали такой шаг?
– Я действительно больше 10 лет работала в государственных медицинских учреждениях и благодарна тому бесценному врачебному опыту, который приобрела. Во время прохождения обучения по семейной системной терапии и других циклов мне было важно реализовывать свои знания на практике. К сожалению, в рамках диспансера это не всегда получалось. И постепенно рождалась идея о частной практике, где я в свободной форме могла планировать, организовывать и реализовывать психотерапию. Мне, безусловно, было жаль расставаться с моими пациентами, коллегами и руководителями, но я всегда с надеждой и оптимизмом смотрю на возможность сотрудничества.
Не откладывать жизнь на потом
– Работа занимает у вас все время? Что остается для себя? Как проводите досуг и есть ли у вас любимое увлечение? Какую музыку вы любите слушать?
– Работа всегда была для меня большой и значимой частью жизни, а в настоящее время она занимает действительно много времени. Сложно передать удовлетворенность, радость и благодарность, которые я получаю в процессе работы от общения и взаимодействия с моими пациентами. Смело могу сказать, что я нашла свое призвание в жизни, я человек, увлеченный своей работой. Конечно, для плодотворной деятельности необходим отдых. Я стараюсь соблюдать этот баланс. Отдыхом для меня являются путешествия с семьей и друзьями, поездки по городам нашей страны, встречи с друзьями, посещение театров и концертов, изучение английского и французского языков, посещение спортзала, массаж. Прослушивание классической музыки (Вивальди) и неоклассики (Л. Эйнауди, Я. Тьерсен) позволяет расслабляться и отдыхать.
– Воспользуемся случаем и спросим у вас: какой совет может дать всем нам психотерапевт?
– Хотелось бы скорее пожелать нам всем бережнее и заботливее относиться к себе, затем к своим близким, проявлять именно к себе больше милосердия, сострадания и понимания, давать себе поддержку и право на ошибки, разрешить себе получать удовольствие и радость сегодня, не откладывая жизнь на потом. «Мы никогда не сможем обрести покой во внешнем мире, пока не заключим мир с самим собой», – сказал Далай Лама.
Беседовала Нина МЕТЛИНА
«Душевный доктор»
www.souldoctor.clinic
Тверь, ул. Московская, 1
Лицензия №Л041-01186-69/00630386 от 05 декабря 2022 г.
На правах рекламы.
Имеются противопоказания. Проконсультируйтесь со специалистом!