Подписаться на рассылку

Вы можете подписаться на нашу рассылку, заполнив необходимые поля снизу. Будьте в курсе всех новых мероприятий и новостей.

Эксклюзив БОРИС ДИОДОРОВ. ВЕЛИКИЙ И ПРЕКРАСНЫЙ

Эксклюзив
БОРИС ДИОДОРОВ. ВЕЛИКИЙ И ПРЕКРАСНЫЙ

Вдумайтесь, как благозвучно и нараспев звучит его фамилия: Ди-о-до-ров. Словно ноты прекрасной песни. Эта фамилия досталась ему по наследству от деда, Смирнова Леонида Диодоровича, который являлся родственником богатых ювелиров.Тот не захотел попасть под каток репрессий и поэтому сменил ее при переписи, использовав имя отца. Такую красивую легенду рассказал нам Борис Аркадьевич при личной встрече в Москве, в его уютной квартире, в старом доме в переулке с не менее звучным названием – Померанцевом. Поводов для визита к нему было несколько. Во-первых, председатель Совета Ассоциаций тверских землячеств Сергей Спиридонов не раз и не два приглашал нас пообщаться с этим удивительным человеком. Во-вторых, в Ржеве открылась персональная выставка художника. Ну и в-третьих, юбилей мастера просто обязывал к встрече, которая в итоге состоялась…

 


На чьих книгах мы выросли?
Смешной вопрос? Ну конечно, на произведениях Ганса Христиана Андерсена, Сельмы Лагерлеф, Алана Милна, Льва Толстого, Александра Блока, Сергея Аксакова, Павла Бажова и многих других. И кто же объединяет всех этих легендарных авторов, зарубежных и русских? Необыкновенно талантливый художник, чьи иллюстрации стали тоже классикой. Вы удивитесь цифре, но Борис Диодоров за всю свою жизнь проиллюстрировал более 400 книг, которые выходили в свет не только в нашей стране, но и за рубежом. Народный художник Российской Федерации, лауреат Премии Президента РФ, профессор в быту и в жизни удивительно скромен, а секретом своего творчества считает то, что любимым делом нужно заниматься 24 часа в сутки.
«Что такое художественная иллюстрация? Все художественное – духовно. И душа с душою говорит!» Встретив нас, Борис Аркадьевич сразу берет в руки книгу и зачитывает оттуда слова, наполненные особым смыслом: «Не каждая книга с картинками является книгой с иллюстрациями. Слово «иллюстрация», от латинского «illustratio», в точном переводе означает «освещение». Написанное писателем произведение дополняется изобразительным рядом и как бы высвечивая то, что важно увидеть, узнать, почувствовать каждому читающему книгу.Работу художника-иллюстратора можно рассматривать как соавторство…»
Борис Диодоров с гордостью демонстрирует нам иллюстрации своих молодых учеников, которые, по его же словам, «24 часа в сутки работали». «Первое условие – это великие и любимые книги. Второе – надо идти к великим образцам. Смело, да? Но только так и получается. Вот почему эта книга называется «Радость поиска», – подчеркивает Борис Диодоров и дарит нам потрясающее издание, которое мы с радостью принимаем, в ответ презентуя свою сказку. В толстом томе собраны иллюстрации к самым главным книгам художника. «Иллюстрации к трем сказочкам Андерсена я делал 20 лет для парижского издания, – продолжает он. – Одно условие – не думать про деньги, не быть ни от чего зависимым. Бог дает!»

 


Культура – от слова «культ»
С чего же начался его путь к творчеству? С книги, и какой! «Когда мне было четыре годика, дедушка раскрыл передо мной сытинское издание «Войны и Мира» 1912 года. В кожаном переплете и с латунными барельефами. Мой дедушка был умницей и нашел мне самое адекватное издание с рисунками Александра Апсита, баталиста. Перелистывая страницы, я столкнулся с невиданными мною раньше батальными сценами войны, что заставило меня задавать постоянно дедушке вопросы. Благодаря его терпению и желанию научить меня, а он всегда относился к моим вопросам очень серьезно, мы вместе перечитывали и изучали книгу. Постепенно я уже сам научился читать», – рассказывает о своем детстве художник и подчеркивает: – Культура от слова «культ». Культ номер один – это Бог, а все остальное идет к культу, потому что Бог – это правда и любовь. Вот такие простые законы».
В молодости, учась в Суриковском институте живописи, он сначала не мог предположить, что станет иллюстратором. Но так получилось, что молодой семье (а Борис на тот момент только женился) понадобились деньги, а в издательствах неплохо платили. Художник стал иллюстрировать произведения, при этом, как сам признается, «я никогда не мог схалтурить, никогда». Уже позднее, в «Детгизе», он выиграл конкурс на создание рисунков к сказке про Винни-Пуха. И эта книга стала его книгой книг. Самое первое издание с иллюстрациями Диодорова переиздали в Америке, журналы «Тайм» и «Лайф»сообщилиоб этом. Борису Заходеру это импонировало. Он написал, что лучшего Винни-Пуха никто никогда не сделал. Художник и писатель-переводчик после этого совместного труда стали друзьями.

Муза всей жизни
Звезду советского кино Людмилу Гурченко многие связывают с именем Бориса Диодорова. «Люся Гурченко не стала моей женой. Около трех лет мы мечтали создать семью, но наши уже сложившиеся творческие и жизненные пути не сомкнулись, к глубочайшему сожалению», - говорит Борис Диодоров.
Судьба сложилась так, что он встретил актрису,одну из создателей театра «Современник», выпускницу школы-студии «МХАТ» и участницу спектакля «Вечно живые» Виктора Розова Карину Филиппову, которая стала его супругой и с которой они душа в душу прожили практически полвека. Для жителей Твери и Тверской области будет небезынтересным узнать, что она является нашей землячкой – родилась в Горьком, но ее корни – в Борках Зубцовского района с 19 века. «Карина была мне послана Богом», – откровенно признается Борис Аркадьевич, рассказывая о той, которая стала не просто его второй половиной, а любовью всей жизни.
Всесторонне одаренная, Карина сочиняла очень искренние стихи, которые сам художник называет «разговорами с Богом». Однажды она написала текст к песне для Клавдии Шульженко, и потом все известные исполнители выстроились к ней в очередь. В их числе – Майя Кристалинская, Людмила Зыкина, Валентина Толкунова, Людмила Сенчина, Алла Пугачева, Иосиф Кобзон, Юлиан и другие. А еще Карина писала рассказы, со свойственным ей интеллигентным юмором повествуя о случаях из жизни богемы. С улыбкой Борис Диодоров пересказывает нам историю про украденную из кабинета директора театра на Таганке шубу, которая принадлежала знакомой советского поэта Сергея Михалкова. Тот, обычно молчаливый и немногословный, комментируя эту историю, сказал ей: «Ну, ты теперь поняла, что «Гамлет» – это трагедия!»

 


Рядом с Высоцким
Все талантливые люди тянутся друг к другу. Удивительным образом судьба распорядилась так, что художник Борис Диодоров и поэт Владимир Высоцкий стали близкими друзьями. А виной всему был случай.Борис Аркадьевич вспоминает:
«После того, как сломали наш дом на Зубовском бульваре, мы получили комнатку в 10-м квартале Черемушек. И в соседнем доме оказался Володя. Мы сначала ходили мимо друг друга. Как-то мы с женой выезжали на моей «Волге» и увидели стоящего Володю с гитарой, он попросился к нам в машину. «Вы Высоцкий?» Отвечает: «Ну, вот, начались узнавания. Да». Он жил с Люсей Абрамовой, у них были маленькие сыновья, Аркадий и Никита». Когда художник проиллюстрировал сказку про Винни-Пуха, то эту книжку вручил Аркадию. Уже на второй день тот знал ее наизусть. «Фактически мы очень быстро подружились, и Высоцкий почти каждое утро приходил к нам и пел новую песню, которую сочинял ночью». Недалеко от дома был таксопарк, куда отвозили «Волгу» для ремонта. Владимир Высоцкий давал там концерты, а механики за это бесплатно чинили машину Диодорова. Вот такая взаимовыручка. На этом же автомобиле Борис Аркадьевич возил певца, пока тот не обзавелся собственным транспортом и не получил права. А когда Высоцкий и Влади переехали в квартиру на Каретном ряду у Эрмитажа, семья Диодоровыхтоже была рядом, вместе ездили по магазинам, выбирали гарнитуры для новоселья. «Мы как родные жили!» – резюмирует Борис Аркадьевич.
С 1975 года их пути немного разошлись, потому что Борис Диодоров с Кариной стали больше времени проводить в деревне Мозговона Волге в Зубцовском районе, и реже ездить в Москву.

 

Легко ли быть послом Андерсена?
Борис Аркадьевич, помимо всех своих громких титулов и регалий, обладает еще одним – сказочным. Он является Послом Андерсена в России, и это его ко многому обязывает. К чему – сейчас расскажет сам визави.
«В 1993 году ко мне обратился министр иностранных дел России Андрей Козырев и попросил выставить в посольстве России в Копенгагене мои иллюстрации к сказкам Андерсена. Эта выставка зарубежных представителей ошеломила. Мне сразу поступило несколько предложений, но главным из них было приглашение создать персональную выставку к 500-летию установления отношений между Московским государством и Датским королевством. С этого все и началось. После Копенгагена выставку отправили в родной город Андерсена Оденсе. Там она тоже имела большой успех. В 2001 году мне дали премию – Гран-при Андерсена, и она означала награду в обязательном приглашении на все дни рождения сказочника 2 апреля. И я каждый год ездил отмечать эту дату вместе с Королевским обществом».
Вот такие приятные, согласитесь, обязанности посла Андерсена.

 

Эпоха Пушкина
«Дорога к Пушкину». Именно так называется музей, который был создан с чистого листа при непосредственном участии Бориса Диодороваи наполнен редкими экспонатами, имеющими прямое отношение к русскому поэту: «магическому имени для России» – цитирую художника.А «виной» всему Карина, которая была воспитана на пушкинской поэзии и знала его произведения наизусть с десяти лет. «Литература в ее семье была в основе генетики и воспитания», – так образно выразился Борис Аркадьевич.
«Когда мы с Кариной еще в 70-е годы ездили по шоссе «Балтия» и проезжали Погорелое Городище, то всякий раз обращали внимание на огромный информационный щит с изображением Пушкина, который бывал в этих местах. Уже гораздо позже, в 2015 году краевед Сергей Кутейников однажды принес мне письмо поэта Раевскому-младшему, в котором четко написано: «Был в Погорелом Городище». И тогда я обратился к пушкинистам, и мы поехали к Георгию Василевичу, директору пушкиногорских музеев,проверять эту версию. Начали изыскания, проделали огромную работу. Мы собрали высших профессионалов пушкинского литературного мира, включая В.С. Непомнящего, В.М. Воробьева, Г.А. Самойлову.Все факты нашли свое подтверждение. Это величайшее историческое открытие в селе Погорелое Городище, где А.С. Пушкин написал сцену «Корчма на Литовской границе» в «Борисе Годунове».
Началось создание музея. В него была привезена мебель пушкинского времени: гардеробы, бюро. Искусствовед и историк моды Александр Васильев передал немало экспонатов из своей личной коллекции. Сам проект здания архитектурного комплекса сделан заслуженным архитектором России Алексеем Куренным.«К сожалению, в год 225-летия Пушкина мы не смогли продвинуться дальше. Пока музей продолжает существовать на пожертвования частных лиц, но я надеюсь, что этот проект станет государственным…» – оптимистически заключает Борис Аркадьевич.

 


Счастье земное
На мой простой вопрос, считает ли он себя счастливым человеком, Борис Аркадьевич с обаятельнейшей улыбкой на лице ответил: «Считаю себя сверхсчастливым человеком. Дело в том, что меня ни на один день не покидала любовь. Я люблю людей, люблю Высокое, люблю Бога. Все больше и больше. Я понимаю, что именно это нас отличает от всего мира. Когда мы с Кариной поняли, что в городе (тогда Москва превращалась в мегаполис) материальное стало превалировать над духовным, а изобилие контактов отнимало от главных задумок, то мы переселились в деревню, где началась наша почти райская жизнь. С одной стороны, я попал в детство – мог много ходить по грибы и рыбачить, с другой стороны, у меня были серьезные заказы и меня здесь никто не отвлекал от работы. А потом позже стали приезжать близкие люди: Людмила Зыкина, Валентина Толкунова, Гера Васильев, Евгений Радомысленский, Владислав Тыщенко. Мы притянули большой круг друзей. Что нам еще нужно? Каждый день был наполнен любовью. Все мы созидатели и во всем помогали друг другу. Вот это та часть нашей жизни длиной в 50 лет и давала нам ощущение полного земного счастья. Такого же счастья я желаю всем вам…»
Нина МЕТЛИНА
Фото Ивана Филимонова, автора и из книги «Радость поиска», 2024 г.

Адрес редакции: 170100, Тверь, Вагжановский пер., д. 9 офис 311
Тел./факс: (4822) 57-00-70, тел./факс: (4822) 41-95-18
Мы в соц сетях:
Яндекс.Метрика